Эту увлекательнейшую криминальную драму, основанную на одноименном романе Роже Борниша снял в далеком 1975 году знаменитый французский постановщик Жак Дере («Бассейн», «Борсалино»), а в основе её лежит, кстати, реальная история.
Роже Борниш, работавший в те годы инспектором полиции, и являясь главным героем этой истории описывает события, произошедшие с ним в 1947-ом году, когда из тюрьмы сбегает опаснейший преступник по имени Эмиль Буиссон, известнейший в 30-ых и 40-ых налетчик, убивавший без раздумий всех, кто стоял у него на пути и объявленный в послевоенной Франции «Врагом общества №1». В течение трех лет после побега он держал в страхе всю страну, а Национальная сыскная полиция была бессильна в его поимке, собирая по городам лишь трупы своих информаторов, а когда же Буиссон был пойман, ему было предъявлено обвинение в 30 убийствах и более 100 ограблений.
Это великолепное и по-хорошему мрачное детективное кино о серой и безрадостной ежедневной полицейской жизни, которую автор истории и её главный герой Роже Борниш описывает очень детально и колоритно, погружая нас в мир простого служителя закона и своего народа, каждый день которого может оказаться для него последним. Великолепный Ален Делон («Банда», «Прощай, друг»), очень активно работавший в те годы в тандеме с Жаком Дере, блестяще воплотил на экране образ идеального полицейского, каким он и представлялся мне лично всегда, далеко не святой, но с достоинством и честью, знающий грань, за которую переступать никак нельзя и при этом уважающий своего врага, как соперника, что-то подобное, кстати, гораздо позднее сыграл Аль Пачино в фильме «Схватка» Майкла Манна.
Безусловной удачей фильма стало и участие в нем Жана-Луи Трентиньяна («Мужчина и женщина», «Конформист») в роли злобного и расчетливого социопата Буиссона, и безумно жаль, что эта работа никак не была отмечена кинокритиками, поскольку образ получился невероятно ярким, глубоким и запоминающимся. И очень приятно, что хоть Михаэль Ханеке напомнил миру сегодня об этом прекрасном актере, сняв его в возрасте 81-ого года в своем нашумевшем фильме «Любовь», где Трентиньян всё также хорош и харизматичен. Я безумно люблю французское криминальное кино и пусть оно не столь эффектно и зрелищно, как голливудское, но задуматься оно заставляет подчас намного сильнее и врезается в память на долгие годы. Всем, кто любит нетривиальные и реалистичные истории о настоящих бандитах и настоящих полицейских, я настоятельно рекомендую к просмотру это достойнейшее всякого внимания кино.