Добро пожаловать на землю, или они пришли не с миром. Голова трещит, гудит и раскалывается. И, несмотря на то, что я понимаю все негативные мнения, для меня этот фильм всегда был, есть и будет шедевром. Хотя, вы знаете, это некий парадокс. Несоответствие. Но, видно так уж устроено в мире, что значимые и великие фильмы мы будем разбирать по полочкам, критиковать и обсуждать, а обычные, вялые и малоизвестные — вовсе обходить стороной.
Я знаком с работами Роланда Эммериха уже давно. Взять хотя бы его картины «Универсальный солдат» (1992) или «Звёздные врата» (1994). Придраться можно ко многому. Но! То, что это интересные, масштабные истории, я отрицать не могу. Есть в этом человеке что-то такого, что притягивает смотреть его картины, как магнит. Есть. Умело подобранная тематика, звук, эффекты, мастерские подходы, ходы, нарастающее беспокойство, последовательность, харизматические актёры, интересные, весёлые и житейские диалоги, переходы, отвлечённость. И на всё это нельзя закрывать глаза. Да, он снимает Америку. Но сам-то он не американец.
Режиссёр, сценарист и продюсер Роланд Эммерих родился в Штутгарте (Германия). Детство и юношеские годы также прошли на родине. В школу кино и телевидения (на отделение режиссуры) пошёл здесь же. Окончил, прославился (точнее, удачно дебютировал) и улетел за океан. Мечты, грёзы, цели. Но ведь вышло! Начал с малого, закрепился и — пошло-поехало.
Копаться в психологии самого человека не будем. Оставим это специалистам. Могу лишь предположить, что его манило всё таинственное и фантастическое, что данный человек прочитал некоторое количество книг из этой серии и решил снимать об этом кино («Звёздные врата», например).
Однако решать снимать и снимать по-настоящему — это не одно и то же. Я видел все эти фильмы. И как бы люди к ним не относились, готов смотреть вечно. А это — один из самых сильных комплиментов режиссёру. Вообще, о его работах можно говорить долго. Вернёмся, пожалуй, к «Дню независимости».
Они пришли не с миром. Эммерих замахнулся на глобальное и массовое вторжение на Землю инопланетных существ. Кто они? Что люди им сделали, чтобы начать межзвёздную войну? И почему в июле?. «Загадки в темноте», как бы сказал старый, мудрый маг Гэндальф, из трилогии «Властелин Колец». Но! Как только начинается первый кадр, ты забываешь об этом.
Космос, вселенная, Луна. Тишина. Некий американский патриотизм (поймёте сами). Всё по нарастающей. А далее. Неспешное появление огромного космического корабля, тревожная музыка, звуки, эффекты и отправление на землю не менее 15 плоских летательных дисков — пришельцы готовятся к стратегическим действиям.
Завораживает. Честно. Присутствует некий магнетизм, напряжение. А потом. Институт по поиску внеземных цивилизаций. Глубокая ночь. Раздаётся телефонный звонок. Сонный, уставший голос отвечает: «Если вы не безумно красивая женщина, то я кладу трубку». После некоторой паузы. Бац! Удар головой об верхнюю кровать. Зрители смеются, напряжение больше нет (временно нет), и начинается разбор полётов.
И так весь фильм. На одном дыхании. Можно критиковать, обсуждать, но отрицать тот факт, что хочется смотреть до конца, невозможно. Магнетизм. Отец со взрослым сыном играют в парке в шахматы. Чего придумать проще! Но какая душевная сцена. Чувствуется уважение, доброе отношение друг к другу и связь с дальнейшими событиями. А уберите отца из фильма. Всё! Частичка заинтересованности пропадает. А ведь он простой, естественный, обычный ворчливый человек старшего поколения. Но как украшает фильм! «Все спешат, уезжают из города, а мы единственные дуралеи, кто стремиться туда попасть». «Всё, что тебе нужно — это любовь. Джон Леннон сказал. Умный человек. Убит выстрелом в спину. Грустная история». «Давайте возьмёмся за руки. И вы тоже. Давайте руку». «Но я не еврей». «Никто не совершенен».
Как вы уже поняли, всю картину можно расхватать на цитаты. «Кто здесь главный?!! А?!! Кто теперь главный?!!». «Добро пожаловать на Землю». «Это же так естественно — прятаться. Правда? Надо позвонить маме». И так далее, и тому подобное. А голова продолжает гудеть. В фильме столько всего. И актёров, и событий. Как ни критикуй, как ни придирайся, а смотреть его хочется ещё и ещё. Ох, уж, мне этот Эммерих. Мастер своего дела. Умеет снимать, такой-сякой человек. Умеет. «Оскар» за визуальные эффекты (одно напряжённое разрезание пришельца чего стоило! Не говоря о масштабности и зрелищности всего нападения).
Хорошо придуманы и разработаны герои картины. Лишним не оказался никто. Может, вам расписать каждую деталь? А то ужасно распирает. Одна глупая стриптизёрша лезет на крышу, приветствуя пришельцев, не ожидая что ей уготовано, другая, доказывает зрителю, что она достойна стать женой военного лётчика, помогает раненым и завоевывает наше уважение. Каждую. Ладно, не буду. Пусть зритель найдёт здесь сам что-то своё…
Мне понравилось многое. Даже слишком. Это, вообще, не было на меня похоже, так как я жёстко критикую такого рода работы. А тут. Наверное звёзды сошлись. Э-э, те, что на экране космос, да вселенную показывали. Притягивает. Я же говорю — магнетизм, космос, тайны мироздания. И как бы я ни понимал скептиков, начиная от показанных русских в картине, до огненной волны в туннеле (где собака и женщина не спаслись бы), а также ядерного удара («Да простят нас наши дети» — слова президента), фильм просто потрясающий. Умеет снимать Эммерих. Не отнимешь у него этого. 10 из 10
P.S. При бюджете в 75 000 000 долларов, картина по миру собрала почти 817 000 000. Хотел бы я уметь снимать такие вот несоответствия, о которых бы говорил весь мир, да цитировал бы на каждом шагу («Это не самый лучший день, когда я решил бросить пить» — слова простого, избитого жизнью сельского лётчика, отца трёх детей, который… также очень здорово смог украсить данную картину и стать настоящим героем).