Один день другими глазами или встреча наедине с собой.
Все мы врём. Рано или поздно — это вопрос другой, но то, что ложь — давно общепринятая норма, ни для кого не секрет. Но что, если ложь — это основа твоей работы, что, если благодаря ей, ты зарабатываешь себе на жизнь, обеспечиваешь семью, решаешь судьбы людей как никак. Тогда ложь становится главной составляющей твоей жизни, а самое страшное, что ты становишься зависим от неё. Идентичный пациент с невидимым шизофренизмом Рид Флэтчер — адвокат, который врет абсолютно всем и везде — на работе, дома, близким, родным… бездомным, манипулируя сознанием человека — самому поверить в его ложь. Этот же метод он использовал и в новом судебном деле, цель которого — обязать выплатить полсостояния мужа своей бывшей жене. Рид, подобно опытному психологу, заставил свою клиентку поверить в то, что она «жертва» и что нужно бороться за свои права всеми способами, пусть даже нечестными и неправомерными. Ему это интересно, ему это нравится, он живет этим, обманывая свою жену и родного сына, желание которого исполнится — один день правды от своего папы. Маленький мальчик устал от бесконечных обещаний — поиграть с ним в бейсбол, забрать из школы, сводить на борьбу. Вскоре, его мама хочет увезти их жить в Бостон со своим молодым человеком, то есть уйти от его родного папы насовсем. И вот желание, загаданное в День Рождение, выталкивает Флэтчера за грань комфорта, из зоны удобства, к которой он так привык — тело не слушается, а губы не смеют солгать. Впереди день правды, искренности и добросовестности.
Наконец, начинается самое интересное. Жанр «комедия» вписали не случайно. Авторы начинают высмеивать героя сумасшествием, которое приходит на пару с отчаянием и начального непонимания ситуации. Здравый взгляд на положение и трезвое осмысление происходящего придут далеко не скоро. Как же все-таки занимательно наблюдать за человеком, который всегда выходил за рамки дозволенного, создавший свой собственный образ по нерадивому характеру, вдруг становится самим собой — тем подлинным, чистым человеком, который бы создан изначально, характер которого создавался не под эгидой общества, а по волей божьей.
Флетчер оказывается наедине с собой, с истинной, которую он не смеет опровергнуть и скрыть за ложью, к которой он так привык… Он превращается в ничтожного человека, но это по его собственному мнению. Его правда буквально «выливается» наружу. Нагрубив своей начальнице по поводу неудачного вечернего секса, своим коллегам по работе, выставив свою секретаршу за дверь и признавшись жене в истинной причине своего отсутствия на дне рождении сына, он просит её дать ему последний шанс изменится, все исправить. Со своим прежним образом жизни, равнодушными взглядами на ситуации, боязни больше всего потерять работу, нежели своего сына, он зашел слишком далеко, но поймет он это далеко не скоро, ведь думать некогда — впереди суд, дело которого он обязан выиграть, дабы сохранить свое лицо, авторитет… но как? Если вся речь, все подготовленные заранее бумаги с обвинениями в сторону противоположной стороны построены на мнимости, сказать которую он физически не в состоянии. Он предстает жалким, беспомощным сумасшедшим, который не в силах больше лгать, вся его благоприятная жизнь может разрушится всего за один день, а ведь еще вчера все было так хорошо…
В конце-концов, полный отчаяния и беспомощности он поддается желанию сына, правде, которую он всегда боялся и презирал. В итоге, он увидел очевидное и… дело в шляпе. Но отчаянная клиентка не желает смириться и просит, чтобы дети не имели право на свидания со своим отцом. В его глазах, полных страха потерять родных детей, Флэтчер увидел самого себя — любящего отца, который сделает все возможное, чтобы остаться рядом с единственным ему дорогим Максом, своим сыном. И только после всего этого он понял, что правда куда ближе и куда справедливее, нежели вздор. Он осознал, что его эгоизм перестал воспринимать ситуации субъективно и игнорировал чувства людей. Сказав очевидное, он пришел к тому же результату, выводу, что если бы он что-то выдумал и обманывал. Все дороги ведут к одному месту, вопрос лишь в том, с какой дороги ты начнешь свой путь.
Сценаристы грамотно выстроили периодичность сумасшествия и осмысления героя по поводу своих поступков и действий, сделав акцент на высмеивании героя, оказавшегося за рамками своих «полезных» привычек. Он встретился со страхом лицом к лицу. Авторы хотели донести, что никогда не уйдешь от лжи, от обещаний, которые не выполняешь, от слов, брошенных в свое время на ветер. Ложь, конечно, бывает во благо, но всегда нужно оставаться добросовестным человеком, самим собой, а правду когда-нибудь придется сказать, ведь скрывать и обманывать вечно невозможно, но стоит ли тянуть кота за хвост? Иногда нужно лишь присмотреться и увидеть очевидные вещи. Всем давно уже известно, что затерявшаяся вещь лежит на самом видно месте. А вообще… лучше уж не давать обещания и не совершать ошибок, за которые ты вынужден будешь отчитываться.
P.S. Джим Керри великолепно вошел в образ и справедливо был номинантом на «Лучшую мужскую роль» премии Золотой глобус 1998г.