В киносюжете демонстрируется фронтовая мобилизация населения на гулаговские производства по изготовлению оборудования и продукции для фашистских корпораций. В истории «эвакуированных» по этапу людей разоблачаются преступления оккупационных властей через трагические судьбы жертв террора, оказавшихся в зоне под милицейско-уголовным контролем. Малейшие нарушения военно-тюремного режима жестоко карались такими мерами как отправка в уральскую ссылку с лишением социальных норм и гражданских прав. Чтобы избежать «похоронных» извещений о выселении и арестах близких жители вынуждены были мириться с притеснениями и колониальными законами. Женщины ради выживания сожительствовали с матерыми полицаями, которые под видом авторитетных дядей обучали подростков блатной романтике, приобщали к «запретным удовольствиям» и реализации кустарных «трофейных» изделий, применяя казарменные методы воспитания, подкупы и шантаж. Детей эксплуатировали на самых вредных производствах и объектах в ущерб здоровью и учёбе, чтобы из них выходили малограмотные пролетарии с ограниченной специализацией и мелкие шабашники. Те семьи, в которых мужчины служили в карательных органах имели материальные и карьерные преимущества. Отпрыски таких «героев» отличались хулиганским поведением, стремлением к вождизму среди ровесников и утверждению за счёт слабых. За беженцами из охваченных паникой районов велась масштабная охота, их грабили и убивали бандитские элементы, сдавая добычу, в том числе малолетних беспризорников, в пункты заказа, что списывалось на мифические бомбежки и катастрофы, о которых среди населения распространялись слухи в интересах монопольных структур. Также отражены через внешне «счастливый быт» мирной провинции тяжёлые условия труда и жизни в союзных республиках, где все зависят от казенного произвола и страха.