Узнав о возможности написать рецензию к любому из участвующих в конкурсе фильмов, я ни на секунду не задумывался о том, какой это будет фильм. Конечно, «Бедные родственники»! Еще бы, лучшая российская комедия; ой, да что там — лучший российский фильм, который я видел за последние десять лет! По крайней мере, именно такие ассоциации возникали у меня в результате воспоминаний об этом фильме, который, когда-то давным-давно, произвел на мою душу такое неизгладимое впечатление. Однако все оказалось не так просто. Но обо всем по порядку!
Прежде чем начать писать, я, будучи человеком рассудительным, решил поискать информацию в Интернете, дабы узнать о том, что по этому поводу думают другие. Результат меня обескуражил — практически все отзывы о фильме были отрицательными! «Откровенный балаган», «издевательство над зрителем», «худший фильм режиссера Лунгина» — пожалуй, наиболее мягкие из данных фильму эпитетов. Прочитав все это, я оказался весьма озадачен. И решил пересмотреть фильм еще раз!
Пересмотрел! Честно признаться, ощущение просмотра, как мне до этого казалось, «лучшего фильма десятилетия» исчезло практически сразу. Да, хорошая, добротная комедия, но не более! И то, благодаря ряду весьма интересных персонажей; точнее, благодаря блестящей игре актеров, чьи персонажи практически спасают этот фильм. Прежде всего, это алкоголик Яша в исполнении Сергея Гармаша, заставляющий смеяться до слез, практически как герои лучших комедий моего любимого Леонида Гайдая! Не менее колоритен и персонаж Леонида Каневского — мафиози Барух! Не уступает им и героиня недавно трагически погибшей Марины Голуб. И на этом, пожалуй, всё! Даже главный герой — Эдик Летов — эдакий современный Остап Бендер, даже в исполнении такого замечательного актера, как Константин Хабенский, совсем не впечатляет.
Так что мнение поменялось! Хотя, если задуматься над тем временем, когда был снят этот фильм — а это начало двухтысячных — не самое лучшее время в российском кинематографе, время «бандитской романтики», «Бригады» и «Бумера» — трудно сказать, мог ли этот фильм быть каким-то другим. Тем более, что снят он был совместно с кинематографистами Франции (по сути, на деньги Франции!), так что и сюжет был сделан полностью в угоду французам! А увидеть жителей другой, совсем недавно враждебной тебе страны, готовых отказаться от всех моральных принципов, и за двадцать долларов продать душу дьяволу — кто бы что не говорил, интересно каждому! Так что обвинять Лунгина, взявшегося за такую работу в не самое простое для страны, кинематографа, да и его самого, время — по меньшей мере, неэтично! Люди выживали, как могли — и герои фильма, как пример, да и сам Лунгин с остальными кинематографистами.
Хотя Лунгин, как не крути, не самый плохой режиссер, обладатель массы наград, известный и в России, и за рубежом; недаром новоиспеченный россиянин Жерар Депардье, говоря о своей возможной работе в России, отметил, что готов работать только с тремя российскими режиссерами — Кончаловским, Михалковым и Лунгиным, причем наиболее привлекателен для него именно Лунгин! Да и сам фильм «Бедные родственники» — как победитель «Кинотавра», и призер ряда других кинопремий, тоже признан кинематографическим сообществом! Просто время было такое; появись этот фильм сейчас — скорее всего, был бы принят и критиками, и публикой; да и сам фильм — с тем же режиссером, с тем же сценарием, с теми же актерами — скорее всего, был бы совсем иным! Повторяюсь, время другое.
Так что, анализируя все это, приходишь к выводу, что Лунгин действительно не самый плохой режиссер; и многое из того, что есть в его фильме (и что так не нравится всевозможным критикам!) в значительной степени правильно! И это мы все, дико возмущающиеся по поводу нашей негативной оценки за границей, при этом не желающие ничего делать для улучшения этой оценки, не уважающие ничего своего и боготворящие все иностранное, и есть «Бедные родственники»; точнее, «Иваны, не помнящие родства»! И если хоть кто-то из нас, хоть на минуту над всем этим задумается — значит, авторы фильма работали не зря!