«Гнев» — один самых ярких и драматичных фильмов гениального Тони Скотта («Шпионские игры», «Враг государства»), который он снял в 2004-ом году. Этот фильм является ремейком не особо известной старенькой ленты 1987-ого года француза Эли Шураки (которую, кстати, тогда тоже должен был снимать Тони Скотт, но он не был еще достаточно известен и авторитетен для продюсеров), фигурирующая у нас под названием «Смерть телохранителя», хотя у обоих фильмов оригинальное название одинаковое «Man on Fire».
Замечательный сценарист Брайан Хенгеленд («Секреты Лос-Анджелеса», «Таинственная река»), взяв за основу дебютный роман 1980- года английского писателя А. Дж. Квиннелла «До белого каления» о бывшем бойце Иностранного Легиона Джоне Кризи (у Хелгеленда он бывший боец спецназа ЦРУ), написал очень животрепещущий и драматичный сценарий, в котором есть место и трогательной драме о дружбе девочки и матёрого вояки, находящегося в тяжелом эмоциональном кризисе, реактивному боевику и закрученному криминальному триллеру. Тони Скотт, не смотря на то, что практически всегда снимал фильмы в жанре экшн, старался браться за очень эмоциональные истории. Персонажи его фильмов не просто боевые машины, это живые люди, которым всей душой сопереживаешь и у которых есть своя драматичная жизненная история. Я безумно тронут был особенно сюжетной линией о взаимоотношениях главного героя с его подопечной маленькой девочкой Лупе, а сцена где она на кухне расспрашивает Кризи о его бывших женщинах вызвала лично у меня умиление и особый восторг.
Эта была вторая совместная работа после «Багрового прилива» потрясающего Дензела Вашингтона («Дело о пеликанах», «Филадельфия») и Тони Скотта, ставшая, пожалуй, ключевой для их дальнейшего и плодотворного сотрудничества (всего вместе они сделали пять фильмов). Дензел Вашингтон сыграл здесь очень сложную и надрывную роль человека, который носит в себе тяжёлый груз прошлого, не дающий ему никакого шанса на покой, опустошающий его, и даже алкоголь не может заглушить всё то, что ему так хочется забыть. Не менее мощно здесь показала себя и малышка Дакота Фаннинг («Я-Сэм», «Тайная жизнь пчел»), которой на тот момент было всего то 10 лет, но многие артистки так и в солидном возрасте не играют, а в дуэте с Вашингтоном она особенно прекрасна, вспомнить только душераздирающий финал фильма. Великолепный актерский ансамбль здесь подобрался и на вторых ролях, харизматичный Кристофер Уокен («Короли самоубийств»), неожиданно удививший актерским талантом певец Марк Энтони, очаровательная Рада Митчелл («Сайлент-Хилл») и брутальный Микки Рурк («Пуля»), которому роли злодеев с его сегодняшней внешностью особенно хорошо удаются.
«Гнев» — один из лучших мужских фильмов 2000-ых, который поклонникам жанра пропускать никак нельзя. Браво, Тони Скотт!