Завсегдатай пабов, обозлившийся на всех и вся, немолодой уже Джозеф щедро расточает проклятия и угрозы, а за косой взгляд в свою сторону готов набить физиономию любому. «Тираннозавр» — режиссерский дебют в полнометражном кино известного британского актера Пэдди Консидайна. Драма о постаревшем мальчише-плохише из английского захолустья успела собрать немало престижных наград, включая призы BAFTA и кинофестиваля Sundance.
Поэтизация глухой английской провинции в «Тираннозавре» способна составить конкуренцию любой «чернухе» о российской глубинке. Снятая в тусклых тонах драма застает героя на закате жизни у разбитого корыта: старый дом, убогий быт без семьи и детей, близкий друг при смерти. Проиграв очередную ставку, в порыве ярости Джозеф до смерти избивает любимую собаку. «Тираннозавр» — это фильм-театр одного актера. Герой Питера Муллана, обросший щетиной, с глубокими морщинами, но еще моложавый, в вечных трениках и майке почти магнетически притягивает взгляд. Постепенно выясняется, что пожилой отморозок, хоть и дебошир и алкоголик, но с добрым в общем-то сердцем. Его трогательная дружба с соседским мальчуганом, страдающим от придурковатого сожителя своей матери, вдруг открывает Джозефа с иной стороны. Но герой Муллана, кажется, вынужден скрывать это даже от самого себя, ведь будучи злым суровым парнем, легче прятаться от боли и обороняться от жестокого и враждебного мира.
После убийства собаки и смерти друга Джозеф яростно ломает кувалдой жестяной сарай во дворе, вызывая ярость соседа, но выпуская таким образом наружу душевную боль за смерть близких и, как можно догадаться, бесцельно прожитые годы.
Но вот Чувства Джозефа и продавщицы комиссионного магазина Ханны (Оливия Колман) возникают подобно прекрасному цветку, распускающемуся на пепелище или заброшенной свалке. Любовь и нежность вырастают из самых нелицеприятных и даже гадких вещей — среди грязи, жесткости и беспросветной пьянки. И вот уже в смрадном пабе струится свет от запоздалой встречи двух одиночеств.
Персональный ужас добропорядочной христианки Ханны прячется за стенами образцово-показательного коттеджа, где ее внешне благополучный муж (Эдди Марсан), на деле параноик и извращенец, регулярно насилует и избивает ее.
В середине картины выясняется, что тираннозавром Джозеф называл свою умершую жену, которая страдала от ожирения, а умерла от диабета, пережив из-за болезни ампутацию ног. Содрогания пола от ее передвижения по дому напоминали Джозефу грохот от приближения доисторического ящера из «Парка Юрского периода» Спилберга.
У каждого героя этой драмы есть свой собственный, мучающий его тираннозавр: у соседского мальчика Сэма — это сожитель его матери, у Ханны — деспот-муж, у Джозефа — его собственный зверь, пожирающий его изнутри, справиться с которым он пытается под конец жизни.
Но месседж от Консидайна в том, что тираннозавр живет внутри каждого из нас, а не только в законченных алкоголиках, насильниках и убийцах. Просто до поры до времени чудище тихо спит у нас внутри. Разница лишь в том, что кому-то повезло больше, и жизнь не дала его тираннозавру повода проснуться. Тихая и набожная Ханна на фоне пьяницы и дебошира Джозефа — сущий божий одуванчик. Ее тираннозавр просыпается, когда она теряет силы выносить побои и насилие от мужа. Ее молитвы, христианские увещевания и непоколебимая, казалось, вера терпят крах, не выдержав физической боли и унижений. Проклятия и тяжелый предмет летят в картину с изображением сусального Иисуса на стене.
Однако Консидайн указывает и на оружие против чудовища: только любовь способна победить тираннозавра внутри. Поверить в ее всепобеждающую силу не мешает даже пафосная встреча героев в колонии после «отсидки» одного из них.