А здорово получилось! Молодой испанец Жауме Серра, который дебютировал всего-то в 2005-м, и сразу снял чудесный фильм ужасов «Дом восковых фигур», благополучно растет и развивается. Помнится, еще «Дом» мне запомнился вполне себе вдохновенными моментами (правда, в роли главзлодея вместо Ван Хольта неизменно мерещился Билл Пакстон), а уж как режиссер расправился с противной Пэрис Хилтон — и вовсе шедеврально (попал не в бровь, а в глаз зрительских потаенных желаний). И вот Жауме пробует силы в совершенно новом для себя жанре шпионских триллеров — и снова попадает в яблочко. Не иначе, тщательно целился.
Прежде всего обращает на себя внимание некоторая сухость кино, его сдержанность. Тут никто не брызжет слюной, стараясь произвести впечатление, никакого дрыгоножества и рукомашества, чрезмерной экспрессивности и океанов огня во весь экран. Зеленый светофильтр, словно пришедший прямиком из «Матрицы», как нельзя лучше создает атмосферу холодного, бесприютного Берлина, в котором, как в западне, мечется главный герой. Сразу видно, что грамотный автор, вместо того, чтобы глушить зрителя вспышками и грохотом, обратился к тому, что в фильмах такого рода важнее всего — к сюжету. Этакий Антимайклбэй.
И сюжет здесь действительно могучий. Даже трудно сказать навскидку, что именно цепляет – видно, все в комплексе. Правда, неожиданное «выпадение из социума», сомнения в том, все ли нормально с собственной головой, внезапное случайное прозрение и возвращение памяти через учащающиеся флэшбеки мы созерцали не раз и даже не десять. Тут, видно, дело не только в истории, а в том, как ее рассказали…
Рассказано умело – держит в напряжении, интригует и завлекает, аж интересно становится — что же там, за сюжетным поворотом? Ху из доктор Мартин на самом деле? Вот это мы и называем: «хорошее кино». Но мало этого – остальные составляющие того самого «хорошего кино» все здесь, в наличии. Начиная с Лиама Нисона (который, подобно Тому Хэнксу, фальшивить в актерской игре не умеет, так же, как некоторые не умеют играть — дано ему), и заканчивая суровыми автомобильными погонями и масштабным взрывом гостиничного номера с незадачливой наемницей в вечернем платье в самом эпицентре. И все этак зелено и сурово… И кругом такая будничная слякоть и серость… Нет, определенно в этом что-то есть.
Про слякоть особо отмечу — кто бы мог подумать, что современный Берлин в сердце преуспевающей, экономически развитой Германии, может быть таким убогим, обшарпанным, бедным? Конечно, дело происходит в коммунистической его половине, но, ей-богу, виды интерьеров и экстерьеров тут как в «Брате», если не страшнее. Контора такси расположена в корявом сарае (при том, что автопарк состоит из свежих «Мерседесов „), девушка Джина проживает в развалюхе, изготовленной из упаковочного картона, сквозь стены можно ходить пешком и не ушибаться… И у нее там даже света в ванной нет. У нас таджики — и те живут кучерявей. Недавний“ Бьютифул» тоже поразил жалкой изнанкой Барселоны… Так вот вы какие на самом деле, мировые мегаполисы.