Одинокий старикашка Эбенезер Скрудж — скряга и мизантроп. Он давно забыл, что такое чувства и переживания — будь то сочувствие к ближнему, родственная привязанность или волнительное предвкушение праздника. Единственная забота Скруджа — потратить поменьше, скопить побольше. Но в Сочельник ему суждено испытать приключение, способное изменить его жизнь и мировоззрение. Являющиеся призраки Рождества Прошлого, Настоящего и Будущего передают Скруджа друг другу в лапы как эстафетную палочку и отправляют его в путешествие по собственной жизни. За одну ночь этот скупердяй заново проживет знаковые моменты своего бытия, вспомнит, каким эмоциональным и одухотворенным он был, осознает, каким приземленным и бесчувственным стал, и ужаснется перспективе остаться в памяти окружающих жадным стариком. «Рождественская история» полностью снята с помощью технологии perfomance capture («цифровой захват»), которую Роберт Земекис уже использовал при создании фильмов «Полярный экспресс» и «Беовульф».
Фильм снимался с разных ракурсов одним сплошным дублем, актеров облепили датчиками, которые фиксировали визуальную информацию. По сути то, что происходит вживую перед камерой – набросок, а итоговое киноизображение создается в компьютере. По большому счету от актеров остаются только мимика, жесты, пластика, а внешность при этом можно изменить до неузнаваемости, что позволяет — при желании — обойтись минимумом лицедеев. В итоге на экране — «то ли люди, то ли куклы».
Все актеры, задействованные в «Рождественской истории», сыграли не меньше двух ролей, а Джим Керри — аж 7: своего персонажа в разном возрасте и всех призраков Рождества. И если под маской старого Скруджа местами очень явно угадывается Керри и его фирменные мимические кривляния, то образы призраков в одном случае напоминают помесь русского богатыря и Григория Распутина, а в двух других — вообще далеки от какой бы то ни было человеческой внешности.
Фильм на выходе производит впечатление анимационного, при этом видимость «мультяшности» отнюдь не приравнивает его к детскому. 3D-формат, полеты Скруджа и виды Лондона, несомненно, вызывают восторг, но вместе с тем атмосфера значительной части фильма довольно мрачная, а местами — для детских глаз — несколько пугающая. Да и нравоучительный тон истории рассчитан на взрослую аудиторию. При всем при том, что получился качественный и эффектный продукт, хочется верить, что Земекис не бесповоротно заигрался perfomance capture и в будущем порадует фильмами с актерами ранга Колина Ферта и Гари Олдмена в классическом, а не компьютерном воплощении.