Будучи пацаном, я смотрел этот фильм три раза. Было офигенно. Фильм в жанре «фантастика». Да еще на большом экране. И все такое понятное, предназначенное будто для детей (тогда я еще не знал, что для детей, думал, что для всех, для всего необъятного мира как детских, так и взрослых землян).
Но уже через год мне показалось, что в ступеньках космического нло, похожего на устрицу и висящего в воздухе, есть что-то надуманное, а в железной морде доброго пришельца — что-то глуповатое.
Есть что-то уникальное в первых опытах «познания кино». Я почему пишу о «Полете навигатора»? Потому что за год до выхода этого фильма в широкий прокат (январь 1990-го) мне было плевать на кино. Но когда я поставил перед собой цель увлечься синематографом (а это случилось именно так — я поставил перед собой такую задачу), то оказался моментально им очарован. А фильм «Полет навигатора» оказался первым фантастическим фильмом со всякими там спецэффектами, который я увидел в кинозале.
Даже поняв через некоторое время, что фильм полностью вторичен, что сценаристы фильма беспощадно выпотрошили «Инопланетянина» Спилберга и даже замахнулись на гораздо более святое для наших видеолюбителей кинцо — «Назад в будущее» — я до сих пор отдаю предпочтение старому незамысловатому «Полету навигатора», вторичному фильму, сделанному автором «Голубой лагуны» при посредничестве почему-то норвежцев (почему, кстати?).
Если «Инопланетянин» был первым талантливым фильмом в хронологии фильмов о дружелюбных инфантильных пришельцах, якшающихся с детьми, то «Полет навигатора» стал первым фильмом о тех же самых пришельцах, увиденный лично мной. А это для меня многое решает. Точно так же, кстати, я моментально предпочел Голливуд тоскливому перестроечному говну типа «Интердевочки», «Меня зовут Арлекино» и «Маленькой Веры». Мир, где в уютных загородных домах живут счастливые семьи, а мальчики путешествуют в космосе и времени, казался мне гораздо более настоящим.
О чем же фильм? Главный герой, подросток Дэвид, идет через железную дорогу и вдруг исчезает во тьме. Вот был, а теперь его нету. Через хз сколько лет он оказывается на том же самом месте, продолжает свой путь, приходит домой и тут-то сильно постаревшие на вид родители и офигевают! А пацан тоже хоть и офигевает, но, в отличие от родителей, не состарился. Поэтому и попадает в секретные амбары НАСА.
И вот там уже непоседливый пацанчег начинает совать нос куда ни попадя, и в одном из ангаров он находит знакомый устричнообразный объект, в котором дремлет живой перископ в форме морского чудища из фильма Джеймса Камерона «Бездна». Пацан залезает в неопознанный летающий объект, троекратно расцеловывается с перископом и отправляется в захватывающий полет над земной поверхностью — в стиле «Империя наносит ответный удар» или «Никогда не говориникогда» (в сценах, где сделан вид с носопыр ракет, начиненных ядерными боеголовками).
Помню лишь ощущение радости, которую испытали Дэвид и Живой Перископ от совместного полёта. А потом. Это вот как бухали, бухали, а потом вдруг бац — и похмелье. Дрожащим с бодуна голосом Дэвид просит отправить его обратно в 78-й год. Что ж тут поделать. Перископ его туда и отправляет. Такая ньюэйджевская промывка детских мозгов могла иметь место только в 80-х. Пришельцы где-то рядом.