«Анна на шее»: трагическая комедия, или пир во время чумы. «Анна на шее» — фильм режиссера и сценариста Исидора Марковича Анненского, не раз обращавшегося к творчеству А.П. Чехова («Медведь», «Человек в футляре», «Свадьба»). Став событием в истории советского кинематографа, экранизация получила живой отклик в советской прессе. Живой и весьма дискуссионный. Авторитетные литературоведы и деятели искусства критиковали Анненского за неверное прочтение сюжета, отсутствие чеховских героев, за отдаленность от Чехова. Но о критике забыли, а фильм и сейчас вызывает интерес и у поклонников чеховской прозы и любителей классического советского кино. Почему?
Действительно, Анненский представил свою трактовку рассказа. Несмотря на то, что жанр фильма определяется как драма и произведение Чехова настраивает на трагический лад, картина наполнена веселой музыкой с комическим звучанием, игрой сатирических образов, доведенных до гротеска, комическими ситуациями. Как забавно, на французский манер, картавит князь в исполнении гениального Вертинского. А чего стоит патетическая речь Модеста Алексеевича о долге, гордости и смирении, которую он произносит, обжираясь! Впрочем, контраст — художественный прием, который Анненский очень умело использует: толпа смеющихся барышень — а вдали уныло звучит церковный колокол, в церкви во время венчания Анны и Модеста Алексеевича простые женщины с горечью говорят о неравном браке, а знатные барышни — о том, как несказанно повезло невесте.
Смех — это особая деталь. Смех Анны слышится на заднем плане — это насмешка над обществом, над Модестом Алексеевичем, который в тот момент уже становится «этим, как его, мужем нашей красавицы», как говорит о нем князь. «Анна на шее» — это фильм, где нет главного положительного героя. Советская критика и постсоветское литературоведение утверждали, что Алла Ларионова (Анна) сыграла не чеховскую героиню, а глубокую личность, которая пошла вразрез с «высшим» обществом, которое обжиралось, бездельничало, сорило деньгами или, наоборот, было скупо, веселилось и пировало, не думая о завтрашнем дне, или посвящало свою жизнь получению заветного ордена. Но сегодня, спустя время, когда наши глаза не зашорены цензурой ушедшего времени, мы многое можем трактовать по-новому. Гениальность таланта Аллы Ларионовой заключается в том, что она сыграла женщину, продающую красоту, как товар, разменивающую ее и использующую для достижения собственных целей. И это блестяще сыгранная чеховская Анна — забывшая о своем отце и маленьких братьях, пировавшая во время чумы, как и остальные.
И не было бы так смешно, если б не было так грустно, — как говорил великий классик. Трагедия чувствуется уже в самом конце, когда сквозь разыгравшуюся метель бежит к уезжающему прочь экипажу Анны отец, а его останавливают маленькие сыновья. Конец фильма.