О чем фильм

Сюжет фильма «Солярис»

Действия картины происходят в недалеком будущем. Психолог Крис Кельвин отправляется в космос на важное задание. Место его назначения — космическая станция, тщетно пытающаяся разгадать загадку планеты Солярис и присылающая на Землю странные сообщения. Задача Криса — разобраться в происходящем и закрыть станцию вместе с ее нецелесообразной миссией. Вновь прибывшему поначалу кажется, что все работники космической лаборатории сошли с ума: все они утверждают, что одержимы видениями. Но проходит время, и он сам становится жертвой странного наваждения. Крису является его бывшая возлюбленная, которая покончила с собой.

Ваша оценка
Вы поставили:

Страна

Возрастные ограничения
12 +
IMDb
7.9

Премьера

26 декабря 2019 (РФ)
20 марта 1972 (Мир)
20 июня 2013 (Выход на DVD)
Оператор
Композитор
Бюджет
1 000 000 руб.
Рейтинг MPAA
PG
Прокатчик
Искусство кино
Показать полностью

Смотреть фильм онлайн по подписке

Рецензии и отзывы к фильму

2
Наталия Лукашова
10

Мне кажется, «Солярис» — кино не для всех. Об этом говорит и сравнительно невысокий для фильма такого уровня рейтинг, и неоднозначность темы, и сложность подачи материала. Сам Тарковский заявлял, что у его творений никогда не будет такого успеха, как, например, у Рязанова и Гайдая. Авторское кино ставит перед зрителем совсем иные задачи, чем кино народное. Поэтому их нельзя сравнивать. Фильмы Тарковского — это всегда Откровение, они словно взрывают тебя изнутри. Неудивительно, что автор «Соляриса» Станислав Лем взбесился от трактовки его романа русским режиссёром. Космос Лема — внешний. Космос Тарковского — внутренний. При этом оба по-своему правы — просто они смотрят с разных сторон.

Недаром исполнитель роли Кельвина Донатас Банионис долго не мог понять, в чём сверхзадача его образа, и спрашивал об этом режиссёра. Тарковского это очень раздражало, и он отвечал, что Юри Ярвет (Снаут) и Толя Солоницын (Сарториус) таких вопросов не задают. Снимая фильм подобного уровня, режиссёр всегда рискует остаться непонятым. «Солярис» задевает такие струны души, одно касание которых может причинить боль. А человек инстинктивно стремится избежать боли. Это кино о нашем подсознании.

Главный герой Крис Кельвин — психолог, и, казалось бы, знает тему изнутри. Но и он оказывается в крайне затруднительном положении, когда Солярис материализует фантом его трагически погибшей жены. Снаут пытается морально подготовить Кельвина, но напрасно. К этому подготовить нельзя. Мыслящий Океан воплощает образы не просто друзей и знакомых героев, а те глубинные, подчас постыдные тайны, которые есть у любого из нас. Фантом Хари потому является Крису, что он был косвенно виновен в её самоубийстве, и до сих пор не может себе этого простить. Трагично то, что это — уже не Хари, и даже не Солярис. Это — сам Крис Кельвин: его чувства, его совесть, его страдание. На Земле, в окружении близких он мог заглушить душевную боль, но только не на Солярисе, который безжалостно выявляет правду.

Весь ужас в том, что Кельвин не любил живую Хари. Возможно, поэтому она и покончила с собой. Но своё бездонное чувство боли, материализованное Океаном в оболочке Хари, Крис полюбил безумной, страстной любовью, навеки связавшей его с Солярисом. И эта проекция, призрак измученной зависимостью души молодой женщины, сама предпочла распасться на мельчайшие частицы и вернуться в породивший её Океан. Кельвин не может найти себе места от горя. Кажется, будто он возвращается на Землю, к отцу. Но в конце фильма ты понимаешь, что это — иллюзия. На самом деле встреча героя с отцом происходит на Солярисе.

Лем любил своё детище и оттого так яростно спорил с Тарковским. Писателя можно понять: Солярис для него — воплощение Космоса. Тарковский снял кино не о Космосе. Неслучайно в концовке фильма Кельвин и его отец принимают позу со знаменитой картины Рембрандта «Возвращение блудного сына». Это же библейская тема! И недаром музыкальным сопровождением фильма стал хорал «Взываю к Тебе, Господи» Баха. Тарковский снял кино об отношениях человека с его Создателем. Главная тема «Андрея Рублёва» нашла в «Солярисе» своё продолжение. Гениальный режиссёр бросил вызов Богу.

28
Alexey Demin
10

Шедевр, к какому бы виду искусства он не принадлежал, имеет одну отличительную особенность от подобных ему произведений. Шедевр будет понятен каждому. Мона Лиза, например, одного поразит своей загадочной необъяснимой улыбкой, другого — манерой письма и мастерством художника, третьего — дороговизной полотна и шумихой вокруг истории его создания. Но вряд ли кто-либо видевший ее остался равнодушен. «Солярис» Андрея Тарковского — шедевр.

Одним из доказательств можно считать признание фильма профессионалами: Специальный гран-при жюри на Международном Каннском кинофестивале (1972 г.), Приз на XXVIII Международном кинофестивале в Карловых Варах (1972 г.), Премия за лучшее исполнение женской роли (Наталья Бондарчук) на IX международном кинофестивале в Панаме (1973 г.). Это лишь одно из доказательств.

Еще одним аргументом может послужить то, что идею фильма многие видят по-разному. Это связано с сюжетом и неоднозначной концовкой. Действие происходит на далекой планете Солярис, где находится команда исследователей. Планета имеет особенность — материализовывать самые яркие воспоминания людей — к членам экипажа из ниоткуда приходят их родственники, знакомые, любимые. Главный герой также встречает на Солярисе жену, погибшую лет десять назад. Изначально он, конечно, шокирован и пытается избавиться от этого существа, но безуспешно. Затем Хари (так ее зовут) сама начинает понимать, что она лишь воплощение воспоминаний живого человека, пытается убить себя, но также не может этого сделать. Она просит Кельвина (главный герой) уничтожить ее, что он и делает. Кельвин не в силах забыть своего поступка и решает вернуться на Землю. Стоя на пороге своего дома, он видит своего отца. Но мы видим, что это не Земля. Это Солярис.

Идея фильма как бриллиант многогранна: идея человека как части космоса, идея неожиданной материализации мысли (бойся своих желаний — они могут исполниться), идея того, что наблюдатель и исследователь сам становится объектом наблюдения, и, наконец, идея ответственности за то, что создано самим человеком (существует еще с десяток различных философских (и даже фрейдистских) толкований идеи фильма). Да и что рассуждать об идее, если авторы фильма и книги «Солярис» — А. Таковский и С. Лемм — сами видели произведение по-разному и даже серьёзно поругались из-за этого.

У меня этот фильм оставил «жизненное» впечатление — атмосфера, идея и некоторые эпизоды стали частью моей собственной жизни, моего собственного понимания отношений с людьми, моих собственных ощущений — настолько тонко и реалистично переданы ответы на главные жизненные вопросы. Что такое любовь? Для чего мы живем? Кто мы?

23
«Кино Mail» представляет вашему вниманию информацию о фильме Солярис (1972): актеры, рецензии, список похожих фильмов, возможность оставить отзыв к фильму Солярис. Также вы можете посмотреть трейлер к фильму Солярис, получить информацию об авторе сценария и режиссере фильма.

Статьи о фильме

Салют-7

Русский космос: 30 наших фильмов о космосе и его обитателях

От «Соляриса» и «Аэлиты» до «Времени первых» и «Вызова» — перед вами лучшие фантастические фильмы, посвященные космическим приключениям наших соотечественников

Имею скафандр — готов путешествовать: лучшие фильмы про космос

Бескрайние просторы космоса всегда манили людей. Встречи с инопланетянами, покорение планет, межзвездные путешествия — режиссеры постоянно удивляют захватывающими историями. Приготовьтесь к взлету: мы собрали для вас топ лучших фильмов про космос

Кино-антистресс: 40 спокойных фильмов для созерцания

Среди стресса и тревог порой всем нам необходимо выдохнуть и переключить свое внимание — на себя, на любимое дело или даже кино. Плавный темп фильмов из нашей подборки настроит вас на спокойную волну и приведет мысли в порядок

8 главных фильмов Андрея Тарковского: к 85-летию режиссера

В честь 85-летия со дня рождения, пожалуй, самого известного и уважаемого отечественного режиссера в истории кино Андрея Арсеньевича Тарковского «Кино Mail.Ru» представляет подборку его главных картин

В поисках смысла: умные фильмы не для всех

Когда режиссеров настигает философское прозрение, они хотят им поделиться и снимают умные фильмы — увы, идея и смысл таких лент открываются далеко не каждому

Лучшие советские фильмы 70-х годов

Самые любимые, самые узнаваемые, самые цитируемые ленты большой страны — в подборке лучших советских фильмов 70-х годов

Поехали: фильмы про космические путешествия

Герои фильмов про космические путешествия большую часть жизнь проводят в дороге — только не в машине, а в невесомости, и пейзаж за окном практически не меняется

100 великих советских фильмов, которые должен посмотреть каждый

Кинематограф СССР был и остается одним из самых великих на планете — и, что важно, вечно актуальным. Перед вами сотня выдающихся советских фильмов, которые стоит посмотреть самим и показать своим детям.
одиссея

Стать киноманом: 100 фильмов, которые должен посмотреть каждый

Самые важные, культовые и обязательные к просмотру фильмы за всю 120-летнюю историю мирового кино — в подборке для тех, кто хочет стать настоящим киноманом.

Топ-10 лучших фильмов про космос

Еще на заре кинематографа появились фильмы о космосе, и в этом нет ничего удивительного — магия кино легко позволяла зрителю перенестись туда, куда человек с такими трудностями едва ступил лишь полвека назад
Федор Бондарчук

«Война и мир» и другие страсти: кто есть кто в семье Бондарчуков

Рассказываем, как сложились судьбы представителей династии
«Москва-Кассиопея» Ричарда Викторова

Советская фантастика, которая опередила время: 10 фильмов, поражающих даже сейчас

Всегда интересно, как люди, жившие до нас, представляли себе будущее. Это можно увидеть не только по научным трудам, но и по художественным произведениям. Собрали 10 лучших научно-фантастических фильмов, созданных в Советском Союзе
Карен Шахназаров

Шахназаров рассказал, какие фильмы нужно показывать в школах

В список должны войти «Бриллиантовая рука», «Кавказская пленница», «Москва слезам не верит», «Любовь и голуби», «Иваново детство», «Солярис», «Свой среди чужих, чужой среди своих» и другие картины, считает директор «Мосфильма»
Наталья Бондарчук

Мишустин поздравил с юбилеем народную артистку Бондарчук

Премьер-министр РФ отметил талант и творчество режиссера
Марк Эйдельштейн

Марк Эйдельштейн назвал «Солярис» вдохновившим его стать актером фильмом

Эйдельштейн: «Солярис» Тарковского вдохновил меня выбрать профессию актера