Мультфильмы японского аниматора Хайяо Миядзаки восхищают не только своей графической совершенностью, но и, безусловно, режиссурой. Его мульты — это практически большое кино, только нарисованное. В остальном, страстей, глубоких мыслей и детально выверенных персонажей здесь в обилии. А еще в мультфильмах Миядзаки читается он сам — в «Порко Россо» его излюбленная тема летательных аппаратов, известный факт, что Хайяо — большой поклонник самолетов, гидропланов и всяческих сооружений, бороздящих небо. В большинстве его мультфильмов есть либо авиа-сооружения, либо что-то летающее вроде небесного замка Лапуты. «Порко Россо» — гимн рыцарям неба, гимн всем тем людям, которые бесстрашно посвящают себя этому делу, посвящают себя высоте, небу, свободе.
И пусть не всегда летчики благородны. В «Порко Россо» большая часть героев — воздушные пираты, либо самовлюбленные хвастуны (в частности американский летчик Кертис), которые, пожалуй, утратили свои некогда благородные идеалы, и самолеты и небо для них это способ обогатиться нечестным путем. При всем своем раздолбайстве главный герой — летчик Порко Россо («Алый Свин») — добрый малый и вызывает только симпатию. Когда-то он участвовал в Первой мировой войне, и звали его Марко Паготт, и свиньей он не был. Миядзаки неохотно объясняет зрителю причины превращения человека в свина — возможно, это проклятие или последствие участия в войне.
Порко, в любом случае, свин необычный — он любит курить, он постоянно недоволен и много бурчит, он влюблен в местную красавицу-певицу Джину, но слишком горд и независим, чтобы в этом признаться. Основной конфликт в мультфильме — вражда-соперничество Порко и Кертиса. И если первому как-то и не принципиально доказывать свое превосходство как летчика, то второму — будто дело чести публично унизить Свина и добиться Джины. Добавим сюда еще одну героиню — юную внучку автомеханика Фио, которая предпочитает казалось бы девичьим забавам — чертежи и починку самолета.
Сложно назвать «Порко Россо» — мультфильмом для детей. В любом случае, ребенку будет интересно его смотреть — он красивый, яркий, сочный по цветам и сюжетно затягивающий. Родителям же будет понятно намного больше, поскольку Хайяо Миядзаки всегда наполняет свои произведения очень важными, часто проблемными темами. Дружба, верность, любовь, предательство, зависть — эти и другие темы поданы на фоне исторических событий. Еще в этом мультфильме главный герой — мужчина пусть и с пятачком вместо носа. В самых хитовых мультах Миядзаки, как правило, балом правили героини-девочки — Кики, Тихиро, Поньо, Мононоке, Софи и сестрички из «Тоторо».
В «Порко Россо» все иначе. Возможно, Паготт — это своеобразное альтер-эго японского мультипликатора, влюбленного и преданного небу и высоте? В любом случае, это очень «мальчишеский» фильм режиссера. И, несмотря на минимальную сказочную канву (главный герой все равно не превратился в человека), «Порко Россо» — мультфильм крепкий, взрослый. А еще очень легкий и воздушный. Миядзаки любит небо, и это сложно не заметить. В данном мультфильме в частности.