Тачки, машины, автомобили. Какие-то — роскошь, какие-то — средство для передвижения, а какие-то и работа. Живые машинки, паровозики, самолётики, кораблики часто показывают в мультфильмах для самых маленьких зрителей. Мол, они милые, красивые, с глазками, умеют разговаривать и даже петь. Но для аудитории постарше — такой подход будет не интересен, так как всё чересчур простым и незатейливым кажется, и это лишь для того, чтобы ребёнок научился читать, считать, писать, петь, говорить некоторые иностранные слова и воспринимать окружающий мир. А ребята постарше всё это уже давно умеют. Тогда появляются другие режиссёры, сценаристы и композиторы, и придумывают с этими машинками, самолётиками, корабликами такое, что.
Знакомьтесь. Джон Алан Лассетер. Родился в Голливуде (в прямом смысле, в том самом районе города Лос-Анджелес, США), в 1957-ом году. Мать его была учительницей рисования в школе, а отец заведовал складом машин. Вот вам и весь сказ. Представьте: вы живёте в месте, где только и ходи в музеи истории кино, выставки, да наблюдай, как снимают, рисуют, ставят трюки и различные комические сценки. Плюс ваша мама профессиональная художница, а отец заведует складом машин. Вы загораетесь любопытством и всё начинается. Позже, после некоторых колебаний, идёте в Калифорнийский университет искусств (который, кстати говоря, основал сам Уолт Дисней), проявляете себя там и по окончании попадаете в большую команду киношников. Всё! Дальше только работа. И она у них спорилась.
Как мне видится, большая половина мультфильмов, что была выпущена после 1995 года, хоть и не является творением Джона, но была как-то с ним связана. Не он создал «Рататуй», «ВАЛЛ-И», «Вверх», «Храбрая сердцем» и так далее, но он был исполнительным продюсером этих картин. А «Тачки». Равно, как и «История игрушек 1, 2», «Приключения Флика» и ряд других работ — это всё его детище (не его одного, конечно, но его, в смысле — студии «Pixar», в которой он — немаловажная персона). Режиссёр, сценарист, продюсер. Человек, умеющий поучать и развлекать зрителя разного возраста. И добавлю, что он мультипликатор от бога.
Мультфильм «Тачки» — это умело поставленная и хорошо закрученная история, которая могла бы случиться и в реальности, но с обычными людьми. Перенеся живой мир в машинный, мол, тут живёт только техника (продавцы, ремонтники, доктора и так далее, и все они машины), Джон и ко показали нам свою находчивость, талант и деловую хватку. А история-то была совсем не слащавая, нудная и детская! Такой сюжет, как я и говорил уже, годится и для большого кино! Кино про гонщиков! Кстати, сама задумка — воспитание, путём наказания с добрыми последствиями — не нова. Но как же она хорошо смотрится!
Скорость, соревнование, излишняя самоуверенность, эгоизм, урок, злость, работа над собой, новые друзья, симпатия, зарождающаяся любовь и непредсказуемый финал! Да это немного больше, чем машинки с глазками для самых маленьких (хотя и это нужно! В начале жизни). Это психология и философия жизни. Только рассказанная в мягкой форме. Чтобы зритель понял. Но это было сильно! Ай-да, Джон и ко. Не думал, что тракторы (простые тракторы) можно представить в виде коров. Это было забавно!
Конечно, не обошлось без погрешностей (а где их нет!), но сама работа хороша. Лично меня, сильно тронули три вещи в мультфильме: 1) работа над собой, 2) единение с природой 3) и непредсказуемый финал. Я душой почувствовал, как мне это близко, приятно, что это моё! И за это огромное спасибо мистеру Лассетеру и компании! Университет Уолта Диснея режиссёр закончил не зря! А это очень важно — найти себя в этом мире. И он нашёл. И теперь может радовать нас всё новыми и новыми историями… Или же просто продюсировать их.
Что же касается героев картины «Тачки» то их я, равно как и модельки, футболки, значки, наклейки, выпущенные после успеха, отдам фанатам. Мне, конечно же, понравился сам главный герой — Молния Маккуин, но больше всего тронул сценарий, постановка, звуковое и музыкальное сопровождение (композитор: Рэнди Ньюман) и финал. Что поделать, это мне здесь было ближе. Впрочем, как и в «Истории игрушек». Мол, героев много, а рассказ, в целом, сильнее. И это честно.
Что ещё сказать. Хорошо, поучительно, с сильными моментами, ярко и насыщенно. Ах, люблю я скорость. Но и прокатиться медленно на авто рядом с водопадом не бывает лишним. Или просто прогуляться вдоль реки в хорошую, ясную погоду. Ай-да, студия «Pixar». Умеет найти ключи к зажиганию зрителей. И спасибо им за это. 10 из 10.
P.S. Не забывайте заглядывать на пит-стоп, любите природу, тёплый, свежий ветер, скорость (но осторожно, помните, как надо тормозить) и берегите себя.