Фильмы
Сериалы
Новости и статьиТелепрограмма
Звезды

Почему «Убийцы цветочной луны» с ДиКаприо – один из главных фильмов года?

24 декабря 2023
О том, какая страшная история лежит в основе новой картины живого классика Мартина Скорсезе, и почему «Убийцы цветочной луны» — один из главных фильмов 2023-го, который запомнится вам на долгие годы, читайте в обзоре Кино Mail.ru

О чем фильм «Убийцы цветочной луны»

Белые колонисты когда-то изгнали племя осейджей на самые бросовые земли Оклахомы. Но в ХХ веке там обнаружили нефть, и индейцы оказались владельцами земельных паев, приносящих огромные доходы. Коренные семьи жителей штата мгновенно оказались очень богатыми, стали покупать дорогие автомобили, нанимать прислугу. Со всех концов страны в процветающий район потянулись безработные и искатели приключений.

Демобилизованный солдат Первой мировой Эрнест Беркхарт приезжает в Оклахому по приглашению своего дяди Уильяма «Короля» Хэйла. Дядя давно ведет среди индейцев успешный бизнес, стал близким другом многим семьям. Под его покровительством белые и индейцы живут общей дружной многонациональной семьей. Дядя Билли агитирует молодых парней за межрасовые браки — индейские девушки, по его словам, хорошие жены. К тому же — а что ж тут такого? — богатые наследницы. Одна беда — очень уж слабы здоровьем, рано умирают.

По законам того времени, территории проживания были у индейцев неотчуждаемы, но могли перейти по наследству. А значит, и паи на нефтеносные районы тоже. Эрнест устраивается водителем такси и вскоре знакомится с индейской девушкой Молли. Она из большой семьи и, как и ее сестры, владеет крупными пакетами земельных паев.

Зачем смотреть

Самый сильный кинороман уходящего года органично сочетает в себе вестерн и гангстерское кино, криминальную, судебную, семейную драму, историческое и социальное исследование. В значительной степени «Убийцы цветочной луны» — это постановочная документалистика, реконструкция первого масштабного расследования ФБР, в ходе которого была пресечена деятельность целой банды убийц, уничтожавших племя осейджей с целью отжима нефтеносного района. Но реконструкция, проделанная с максимальной кинематографической мощью. Достаточно сказать, что живой классик Мартин Скорсезе снимает в главных ролях таких мировых звезд, как Леонардо ДиКаприо и Роберт Де Ниро.

Хотя и прямолинейная, но мастерски продуманная драматургия делает три часа просмотра обстоятельного, подробного повествования увлекательным и крайне депрессивным путешествием в одну из самых страшных страниц истории американского общества. Члены банды не просто убивали своих жертв, а делали это немыслимо подлым, предательским образом — через создание семей, в которых рождались дети, зачастую тоже становившиеся жертвами убийц.

Среди всего сплава жанров, представленных в картине Скорсезе, на первый план выходит психологический триллер, наполненный самым тяжелым хтоническим кошмаром. Эрнест в исполнении ДиКаприо становится любящим мужем Молли и их общих детей, но все равно не может остановиться, следуя указаниям доброго дядюшки Билли, лучшего друга индейцев.

Простые работяги соглашаются убивать своих соседей, с которыми тепло общаются, просто потому что принимают идеологию Хэйла. Потому что нужны деньги. Потому что проще плыть по течению и подчинятся настойчивому харизматичному старику. Потому что «а что такого?».

По манере повествования картину можно сравнить с такими лентами, как «Банды Нью-Йорка», «Нефть» или «Самый пьяный округ в мире». Но «Убийцы цветочной луны» выглядят чем-то намного большим, чем историческая сага, в которой переплетаются человеческие судьбы, страсти и смерть. Это такой пристальный взгляд в природу зла, который запомнится на долгие годы.

Почему можно не смотреть

Несмотря на то, что Скорсезе старается и успешно избегает прямолинейных идеологических штампов, их влияние в ленте все же чувствуется. За антирасистской историей скрывается излюбленная левыми тема о порочной природе капитализма, а персонажи распределены четко по двум линиям — плохие белые цисгендерные мужчины совершают страшные преступления против хороших цветных женщин.

Мастерство Скорсезе и его актеров позволяет показать это противостояние максимально убедительно, но вот парадокс — главные роли и большая часть экранного времени и зрительского внимания достались именно белым цисгендерным мужчинам, ДиКаприо и Де Ниро, которые, пользуясь своим даром и профессионализмом, практически полностью превращают трехчасовое масштабное кинополотно в свой дуэт. Исполнительнице единственной главной женской роли Лили Гладстоун было невероятно сложно не потеряться на этом фоне. К тому же, ее персонаж весьма молчалив. Спасают удивительная улыбка Джоконды и говорящие глаза, передающие огромную силу характера героини.

Понятно, что Скорсезе сознательно отказался от детективной интриги — зритель почти с самого начала понимает, что происходит. Хотя, наверное, если бы «точка съемки» была хоть немного смещена в сторону Молли, а не ее мужа, напряжение и шок от происходящего возросли бы. Но это уже реверанс в сторону более зрительского кино, режиссер же решил остаться суровым рассказчиком. И, наверное, именно этим продиктована совершенно жуткая концовка, выглядящая настоящим издевательством. Справедливость, вроде бы торжествующая в финале, оборачивается фарсом, смотреть на который почти невыносимо.