Фильмы
Сериалы
Новости и статьиТелепрограмма
Звезды

Портрет несчастной женщины: разбор нашумевшего фильма «Блондинка»

11 октября 2022
Эксплуатация образа культовой кинодивы или пронзительное высказывание о женщине, оказавшейся жертвой обстоятельств? Разбираемся в одном из самых неоднозначных фильмов года — о роковой Мэрилин Монро в исполнении Аны де Армас

О чем фильм «Блондинка»

Норма Джин довольно рано познала жестокость и несправедливость жизни. Лишившись матери, которую поместили в психиатрическую клинику после того, как та едва не убила свою дочь, девочка осталась лишь с одним ориентиром — где-то там в Голливуде живет ее отец. Неутомимое желание отыскать родственника красной нитью пройдет через судьбу женщины, ради него она будет терпеть бесконечные унижения от мира киноиндустрии и притворяться той, кого полюбят миллионы — Мэрилин Монро.

«Скачут на трупе актрисы»: почему фильм подвергся критике

Премьера «Блондинки» состоялась на Каннском кинофестивале, где картине рукоплескал зрительный зал, а исполнившая главную роль кубино-испанская актриса Ана де Армас не смогла сдержать слез от столь теплого приема. Менее чем через месяц фильм Эндрю Доминика увидела широкая публика — и на создателей обрушился шквал обвинений: в том, что история построена на давно опровергнутых мифах о Монро, что авторы «скачут на трупе актрисы» и зациклены на ее одержимости отцовской фигурой, а шокирующая сцена свидания кинодивы с Кеннеди вообще запредельно омерзительна. Досталось и самой Армас — якобы непохожий акцент актрисы вызвал столько возмущений, что за нее пришлось вступиться продюсеру ленты Брэду Питту.

Понять зрителей можно — история о заплаканной женщине на грани нервного срыва, чья жизнь состоит из мучений, секса и алкоголя, не слишком вяжется с многослойным образом Мэрилин Монро, блестящей комедийной и драматической актрисы, чей талант оказался погребенным под оглушительной волной славы. Вот только Эндрю Доминик, кажется, вовсе не собирался делать документальный портрет Монро. В сущности, это кино вообще не о Мэрилин.

Зачем смотреть

«Блондинка» снята по художественному роману американской писательницы Джойс Кэрол Оутс и, в общем-то, совсем не претендует на историческую достоверность. В самом начале фильма мы вместе с маленькой Нормой Джин слышим из уст ее матери установку о том, что «в Калифорнии никогда не знаешь — что реально, а что у тебя в голове». С этой фразы начинается не биографический фильм о секс-символе поколений, а трагическая история глубоко травмированной женщины, всю жизнь находившейся в ловушке раздвоенной реальности. Эту двойственность Армас едва уловимо, но точно передает, например, во взгляде — когда блеск надежды в глазах Нормы, рассказывающей о планах всерьез учиться актерскому мастерству, гасит разочарованность сидящего напротив Джо Ди Маджо, желающего видеть в будущей жене не актрису, а мать большого семейства.

Наполненный лирическими видами ночного неба и закадровым общением с нерожденным ребенком, фильм, подобно «Гражданину Кейну», похож на волну памяти, сотканную из разрозненных фрагментов и переживаний, только вместо розового бутона Норму преследует фотография солидного мужчины в шляпе. Этот портрет так и останется иллюзорным, недостижимым образом отцовской фигуры, которую героиня будет примерять на каждого мужчину в своей жизни —  в безуспешных попытках понять, кто она такая. Уж точно не Мэрилин Монро — Норма явно не ассоциирует себя с этой сексапильной блондинкой, предметом обожания миллионов. Кинодива живет сама по себе, выходит на публику, ездит на гастроли, участвует в съемках, пока истерзанная Норма прячется где-то глубоко внутри.

Почему можно не смотреть

Безусловно, те, кто ожидает увидеть биографически точное кино о Мэрилин Монро, будут, мягко говоря, не обрадованы. Им лучше обратиться к документальным работам вроде «Неизвестной Мэрилин». Фильм Эндрю Доминика — слишком метафоричный, но не слишком тонкий портрет несчастной женщины, с рождения и до смерти обреченной на участь жертвы. Но даже если принять историю Нормы Джин как эстетскую притчу о вечном поиске, а шокирующие сцены насилия — как метафору кругов ада на пути к воссоединению с самой собой, ощущение эксплуатации все равно присутствует.