— Тиль, вы как-то сказали, что к журналистам относитесь с симпатией и стараетесь искренне отвечать даже на самые нахальные вопросы. Это правда?
— Чистая правда! Если уж я соглашаюсь на разговор, то пытаюсь быть откровенным. Кому-то нравится окружать себя сплошными тайнами, а мне особенно нечего скрывать. Да и некогда. (Улыбается.) Я много работаю, а в нечастые периоды отдыха прятаться от посторонних глаз и думать о конспирации мне как-то не хочется. Проще сфотографироваться с теми, кто об этом просит, или черкнуть автограф с пожеланиями, чем скрываться и возмущаться, как меня все это достало.
— Вас называют немецким секс-символом. Как вы относитесь к этому титулу?
— Это настоящий бред! (Смеется.) Секс-символ не может оказаться немецким, бразильским или эскимосским, к примеру. На то он и символ, чтоб быть мировым, а не ограничиваться узкими географическими рамками. Только не подумайте, что я претендую именно на мировой титул. (Смеется.) Я вообще не понимаю, какому идиоту пришло в голову зачислить меня в такой разряд. Я обычный мужчина в расцвете сил, неравнодушный к женской красоте и не скрывающий этого. Именно живой мужчина, а не символ. А как ведут себя секс-символы в реальной жизни, мне неведомо.
— В это трудно поверить. Вы же знакомы с Брэдом Питтом — вместе снимались в картине Квентина Тарантино «Бесславные ублюдки». И наверняка наблюдали, как ведет себя Питт, не так ли?
— Мы действительно знакомы с Брэдом, но ничего особенного в его поведении я не заметил. Нимба над головой или выходок в стиле «настоящего мачо» что-то не припомню. Это очень скромный человек, бесконечно талантливый, энергичный, красивый, веселый — вот, пожалуй, его главные черты. Да и вообще, я давно заметил: чем крупнее звезда, тем проще и интереснее с ней общаться. Вот и Питт из такой породы больших звезд — я получил столько удовольствия от нашего знакомства! И если сравнивать нас, то, думаю, мой американский коллега намного лучше меня разбирается в женщинах и понимает их. А я вот понимаю не всегда, хотя очень стараюсь вникнуть. Но результат чаще нулевой: слишком мы и женщины разные, и тот мужчина, которому посчастливится до конца познать женскую душу, точно станет управлять миром. Я в этом не сомневаюсь. (Улыбается.) А еще я знаю, что дамы зачастую и сами не ведают, чего они на самом деле хотят. Или знают, но к цели идут неправильным путем — к примеру, хотят привлечь внимание симпатичного мужчины, но свое желание маскируют, демонстрируя полную независимость, а иногда и агрессивность. И как тут понять, что нужно девушке: послать тебя ко всем чертям или все-таки познакомиться? (Смеется.) У нас, мужчин, с этим все обстоит гораздо проще: не умеем мы пудрить мозги.
— Тиль, а как бы вы посоветовали вести себя женщинам, которые хотят понравиться мужчинам?
— Я, конечно, не специалист в этом деле, но кое-какими наблюдениями поделиться могу. (Улыбается.) Все-таки в этом году мне стукнет пятьдесят, и некоторый опыт я накопить успел. Никогда не стоит притворяться: нужно оставаться естественной и гордиться собой. Примеряя чужой образ, даже если он и кажется эффектным, девушки часто не справляются с выбранной ролью, а мужчины сразу чувствуют фальшь. Мне очень импонируют женщины, обладающие чувством юмора и умеющие заразительно смеяться, — такие всегда будут привлекать мужское внимание. Что же касается внешности, то это не самое главное. Хотя мне, к примеру, нравятся дамы с хорошим аппетитом, с формами, при этом изящные и с легкой походкой — такие девушки радуют глаз. (Улыбается.) Но это дело вкуса.
— Многие из ваших героев пользуются у зрительниц бешеным успехом — ловелас-папарацци Лудо из «Красавчика» или сценарист Генри, погрязший в романах, из фильма «Соблазнитель». Вы похожи на своих персонажей?
— Вряд ли у меня есть что-то общее с Лудо или Генри, хотя оба мне очень симпатичны. По сценарию их образы постоянно развиваются: это не просто парочка записных бабников, которые «перелетают с цветка на цветок». Они стараются изменить свою жизнь, решают множество проблем. Лудо потом переквалифицируется в воспитателя детского сада, и эта метаморфоза привнесет в его жизнь много нового. А из Генри неожиданно для него самого получится замечательный, очень заботливый отец восьмилетней девочки Магдалены.
— Кстати, Магдалену сыграла ваша младшая дочка Эмма. Как вам работалось вместе?
— На самом деле я и предположить не мог, что моя Эмма так загорится идеей сняться вместе со мной и будет работать, как взрослая, — в полную силу. Сценарий фильма написал мой бывший агент, идея мне понравилась, но сам материал я переделал: я вообще люблю все переписывать, доводить до ума. Работая над ним, я подумал: «Почему бы не попробовать Эмму? Это отличный повод побольше побыть вместе — я и так все время пропадаю на съемках, а тут такой шанс». Дочка страшно обрадовалась — и у нее все отлично получилось, перед камерой она вела себя так естественно, как будто всегда снималась в кино.
— Ваша старшая дочь, 16-летняя Луна Мари, тоже актриса. В новом боевике «Ангел-хранитель» она сыграла сироту Нину, а вы — ее защитника Макса Фишера.
— Для Луны это не первый опыт работы в кино, ее запомнили еще по картине «Фантомная боль» — в прессе девочку даже назвали прирожденной актрисой. Когда я рассказал ей о том, что хочу снять боевик, и предложил роль, дочка сначала сомневалась. Сейчас она увлечена верховой ездой, много занимается легкой атлетикой — прерывать занятия ей не хотелось, да и с тем, чтобы отпроситься на съемки в школе, тоже были проблемы. Я был уверен, что Луна отлично справится со своей ролью, но давить на дочку не стал. Мне хотелось, чтобы она сама приняла взрослое решение — хочет сниматься или нет. И, к счастью, дочка согласилась. Луне мы пригласили частного преподавателя на время съемок, чтобы она не отстала в школе. Кроме того, она закончила курс актерского мастерства и училась стрельбе. Да и мне перед съемками пришлось потрудиться, чтобы на экране мой герой выглядел безукоризненно: я прошел курс стрелковой подготовки в США, а потом в Германии, учился заряжать и перезаряжать автоматы, разбирать их. По немецким масштабам, «Ангел-хранитель» — довольно дорогая картина с множеством экшен-сцен, отснятых в лучших традициях голливудских блокбастеров. И все-таки это фильм для семейного просмотра: надеюсь, что главная линия — дуэт сироты Нины, ставшей свидетельницей убийства, и бывшего спецназовца Макса Фишера — никого не оставит равнодушным.
— Вы хотели бы, чтобы ваши дети стали профессиональными актерами?
— Я был бы только рад, тем более что все четверо уже снимались в моих картинах. Но похоже, что средняя дочка Лилли (ей 15 лет) об актерской карьере не мечтает, равнодушен к ней и сын Валентин (ему 18 лет). В любом случае, какое бы дело они ни выбрали в жизни, я всегда постараюсь понять и помочь. И очень надеюсь, что никто из моей обожаемой четверки никогда не будет лениться. Я абсолютно уверен, что работа, если речь идет о любимом деле, питает нас доброй энергией, дает нам силы и веру в себя, заставляет поддерживать форму и не поддаваться хандре. А это важно, я проверил на себе. Мне только очень жаль, что хронически не хватает времени на полноценное общение с детьми — и не только мое дело тому виной. Мы ведь живем в разных городах. Дети — в Гамбурге со своей матерью (супруга Тиля — бывшая модель, американка Дана Карлсен. — Прим. ред.), а я — в Берлине или на съемках. Но в перерывах между работой я всегда подхватываю детей, и мы отправляемся отдыхать — это самые счастливые моменты моей жизни.
— Тиль, с вашей женой Даной вы прожили почти 10 лет. Сейчас вы официально разведены?
— Нет, развод мы не оформляли. В Германии это довольно долгая процедура, надо собрать миллион разных бумажек. Просто живем в разных городах, и все. Если кому-нибудь из нас понадобится свидетельство о разводе, тогда и будем заниматься документами. А пока все останется как есть: у Даны своя жизнь, у меня своя, но в воспитании детей мы принимаем совместное участие. Мы сумели сохранить нормальные отношения, да и как можно по-другому, имея четверых детей? Брак — вещь очень сложная: сначала мы думаем, что отыскали свой идеал и готовы прожить с ним всю жизнь. Но время все расставляет по своим местам, да и вообще к словам «супружество» и «навсегда» лучше относиться с максимальной осторожностью.
— Значит ли это, что вы записались в армию убежденных холостяков?
— Не думаю. (Улыбается.) Я не исключаю возможности, что в один прекрасный день мне во второй раз захочется жениться. Кто знает — может быть, он наступит очень скоро. А если и не наступит, то я не буду сильно расстраиваться: у меня полно и других интересных планов. Может быть, поработаю и в России: мне очень хотелось бы снять русско-немецкое кино. Я уже получал предложения от российской стороны, но пока ни одно из них по разным причинам не принял. Мечтаю написать захватывающий сценарий — возможно, это будет триллер или боевик, но в любом случае события в них должны происходить в наши дни. А еще я с великой радостью поработал бы с моими любимыми режиссерами — братьями Коэн или Беном Аффлеком, дело за малым — дождаться предложения.