Долгое время остальная Европа считала, что Испания — не Европа, а что-то совсем другое. До сих пор существует немало стереотипных представлениний об Испании, в том числе миф о том, что это страна вечного праздника, в которой живут беспечные и праздные люди. И практически для всех главный испанец — это Дон Кихот. Жив ли в Испании кихотский дух? Владимир Познер и Иван Ургант решают выяснить это. Ведущие отправляются на поиски Дон Кихота. Они будут искать его повсюду. В разных людях.
В первой серии путешественники проедут по маршруту легендарного идальго. Пройдут шуточный обряд посвящения в рыцари. Познакомятся с современной Дульсинееей. И попытаютcя разобраться в том, кто такие испанцы и что такое испанское.
В 711 году мавры переправились через Гибралтар, высадились на Пиренейском полуострове и в течение нескольких лет покорили почти всё Вестготское королевство. Лишь на севере, в горах Астурии, сохранилось крохотное независимое христианское королевство. Отсюда христиане и начали оттеснять мавров с захваченных земель. Эта война, растянувшаяся на восемь веков, получила название «Реконкиста» — отвоевание.
Реконкиста была великой победой. Но чем обернулась она? Изгнанием евреев; Преследованием и изгнанием мавров; Властью Инквизиции, приведшей к взгляду, что «в Испании ты либо католик, либо никто». К завоеванию Америки, получению сказочных богатств и к превращению инков и майя в рабов, что в свою очередь открыло двери работорговле как бизнесу. В результате всего этого Испания всего лишь около ста лет была не только великой державой, но самой великой в Европе, но потом стремительно сдала свои позиции и оказалась на задворках Европы. Именно тогда из-за этого возникло выражение: Европа кончается у Пиренеев.
Какое влияние мавры оказали на формирование испанского национального храктера. На испанский язык. На кухню и на культуру Испании. Об этом пойдёт речь в этой серии.
Извечная проблема: в результате определенных исторических обстоятельств формируется единая страна, и почти всегда она формируется в результате кровопролитных войн между ее разными регионами. Побеждает же один. В случае с Испанией, этим победителем оказалась Кастилия. Среди проигравших была Каталония, но она дольше всех и отчаянней всех дралась за независимость. И не смирилась с поражением. На протяжении нескольких веков противостояние нарастало и несколько раз заканчивалось кровопролитием.
После смерти Франко, во времена которого подавлялись всякие проявления национальной идентичности, Каталония, наконец, получила свой парламент, своё правительство, полицию, радио, телевидение. Каталонский язык признан официальным наравне с испанским. Но это не охладило пыл каталонцев. При любой возможности каждый из них напомнит, что он — каталонец, а не испанец.
Владимир Познер и Иван Ургант попытаются понять, чем каталонцы отличаются от испанцев. Что такое каталонский национальный характер. Кого называют каталонским Дон Кихотом. Ведущие познакомятся с самобытными народными традициями. А также обсудят с разными людьми насущный вопрос об отделении Каталонии от Испании.
Страстность — свойство характера присущее далеко не каждому народу. Испанцы страстны во всем — в конфликтах и дружбе, любви и ненависти, в пении и, конечно, в танце. Фламенко — воплощенная страсть — чувство, в котором не бывает середины, в нем есть только «да» и «нет», любовь или смерть.
Чтобы понять суть этого явления и почувствовать дух фламенко, Владимир Познер и Иван Ургант заглянут «за кулисы» этого cтрастного искусства. По традиции представления фламенко проходят в очень маленьких заведениях, они называются таблао. Фламенко не терпит больших пространств — чем короче дистанция, тем сильнее обмен энергией между выступающими и зрителями.
Артисты фламенко поделятся с ведущими своими секретами, расскажут о том, что такое дуэнде, как рождается танец. Фламенко — это работа, это расписание, это бесконечные репетиции, в которых отрабатываются отдельные элементы. И в то же время — это полная свобода, всё построено на импровизации. Это больше чем танец. Фламенко — это универсальный язык для разговора о любви и страсти, жизни и смерти.
В этой серии ведущие вспоминают один из самых тяжелых периодов испанской истории — период Гражданской войны, которая закончилась победой франкистов и установлением диктатуры Франко.
Франко пробыл у власти 40 лет и умер 20 ноября 1975 года. Его похороны напоминали похороны Сталина. Вдоль всего пути траурного кортежа от центра Мадрида до Долины павших стояли тысячи людей. Для одних смерть каудильо стала величайшим горем, для других — величайшей радостью. Испанцы до сих пор расходятся в оценке того, кто в этой истории олицетворяет добро, а кто зло. После смерти Франко было решено закрыть эту черную главу и начать строить новую единую Испанию. Был принят, так называемый, «закон о забвении», но оказалось, что невозможно стереть прошлое из памяти. Потомки франкистов и республиканцев продолжают сражаться со своей памятью.
Сторонники Франко утверждают, что эпоха его правления была временем консервативных реформ. Стране удалось избежать участия во Второй Мировой войне. В 50-60 годы произошёл экономический подъем и приток иностранных капиталов. По воле Франко произошло возвращение монархии. Противники Франко говорят о том, какой ценой Франко добился стабильности, вспоминают о многочисленных жертвах франкизма. Родственники республиканцев, захороненных в мемориале «Долина павших» вместе с франкистами, требуют эксгумации и перезахоронения останков.
Разделение на две Испании будет существовать до тех пор, пока не будет публичного обсуждения и опять же публичной оценки событий гражданской войны и периода диктатуры Франко. В противном случае призраки прошлого будут возвращаться снова и снова.
В этой серии Владимир Познер отправится в Страну басков. Баски считаются одним из самых загадочных народов мира. Несмотря на множество самых невероятных гипотез, толком никто не знает, как возник этот древний народ, говорящий на своем древнем языке — эускара. Кто только не пытался подчинить басков и забрать их земли. Кельты, финикийцы, греки, римляне, вестготы, франки, норманы, мавры, испанцы. Но они каким-то образом выстояли, сохранили свою уникальную идентичность и культуру.
Владимир Познер побывает в частном музее национальной баскской культуры, познакомится с редким видом спорта — поднятием камней, а также научится играть в национальную игру в мяч — пелоту. Всемирно знаменитый повар Хуан-Мари Арзак откроет ведущему секреты баскской кухни и посвятит его в члены закрытого гастрономического общества чоко.
Познер попытается разобраться в особенностях баскского национального характера, непримиримость которого стала одной из причин появления ЭТА — организации, которая была создана в 1959 году для вооруженной борьбы с диктатурой Франко за национальное самоопределение. Их жертвами становились как политические деятели Испании, так и гражданское население. Ирене Вилья, одна из жертв ЭТА, расскажет о том, как она, будучи ребенком, едва выжила после терракта, а затем, вопреки всему, стала паралимпийской чемпионкой. Всю свою жизнь она активно выступала против национализма и терроризма. В октябре 2011 года ЭТА заявила, что складывает оружие. Владимир Познер обсудит с разными людьми, каким они видят дальнейшее будущее Cтраны басков. Хотят ли баски оставаться в составе Испании. И что по этому поводу думают испанцы.
В 2013 году в Испании был принят закон, признающий корриду национальным достоянием. С другой стороны с каждым годом всё больше испанцев высказывается за полный запрет корриды. В этой серии Владимир Познер и Иван Ургант обсудят, что такое коррида для испанцев. Одно из воплощений испанского национального духа, искусство или бесcмысленное, жестокое, кровавое развлечение?
«Если Вы готовитесь увидеть свою первую корриду и она будет единственной, пусть это случится в Ронде» — так писал Хэмингуэй, страстный поклонник корриды. Владимир Познер последует совету знаменитого писателя и отправится в Ронда — в один из удивительных, так называемых, «белых городов» Андалузии, который считается родиной современной корриды. В сопровождении знаменитых тореадоров, братьев Ордоньес Познер побывает на одной из самых старых арен Испании, а также на фамильном ранчо, которое принадлежало легендарному тореадору Антонио Ордоньесу, дружившему с Хэмингуэем и ставшему прототипом нескольких его романов: «Фиеста», «Смерть после полудня», «Опасное лето».
Ведущий погрузится в невероятный мир корриды, притягательный и отталкивающий одновременно, узнает об истинном отношении тореадоров к поединку с быком и к самому быку, побывает в школе тореадоров. А также выслушает точку зрения противников корриды.
В 2016 году исполнилось 400 лет со дня смерти Cервантеса. Эта дата широко отмечалась в Испании. Повсюду вспоминали писателя и его детище. Эпидемия сервантины не обошла и Парламент, где публичные чтения «Дон Кихота» состоялись в присутствии самого «автора». Знаменитый идальго был весьма недоволен тем, что происходит в Испании сегодня.
В этой серии пойдет речь о проблемах, существующих в современной Испании. А также о том, в чем сила испанцев, которые, несмотря ни на что, умеют находить выход из сложных ситуаций. Вероятно, не без помощи Сервантеса, который завещал им никогда не отказываться от мечты. А ещё — относиться к себе и к жизни с иронией.