Идея создания бронированной боевой машины возникла в начале ХХ века. В России это были бронеавтомобиль князя Накашидзе, проект гусеничной машины Василия Менделеева, «Вездеход» Александра Пороховщикова, гигантская боевая машина Николая Лебеденко. Но практически все они не получили дальнейшего продолжения. Большое развитие бронированные машины получили уже во время Первой Мировой войны. Поначалу это были колёсные бронеавтомобили. Постепенно совершенствовались их конструкция и вооружение. Но выявился и один из недостатков броневиков — слабая проходимость. Требовался иной, отличный от колёсного, тип движителя. На боевые машины стали устанавливать гусеничный движитель. Так появились танки. Первый фильм охватывает период с начала двадцатого века до конца 20-х годов и содержит компьютерную реконструкцию первых русских боевых машин.
В 1929 году советское правительство приняло постановление «О состоянии обороны страны». В кратчайшие сроки планировалось оснастить войска новой техникой. Наряду с другими видами вооружения требовались бронированные машины различного назначения, в первую очередь танки. В течение 30-х годов на вооружение были приняты танкетка Т-27, лёгкие танки Т-26 и БТ, средний трёхбашенный Т-28 и тяжёлый пятибашенный Т-35. Появились плавающие танки — Т-37 и Т-38. Проводились и другие изыскания в области бронетанкового вооружения — в числе прочего, танки даже пытались научить летать. Первой серьёзной проверкой для советских танков стала война в Испании, а затем и война с Финляндией. Фильм второй рассказывает о развитии мотомеханизированных войск Красной Армии с конца 20-х годов до начала Великой Отечественной войны.
Конец 30-х годов ХХ века. Мир неизбежно приближался к большой войне. По итогам испанской, а затем и финляндской войн, стало понятно, что советские танки нуждаются в улучшении. На роль нового тяжёлого танка претендовали сразу три машины — двухбашенные СМК и Т-100, и однобашенный КВ. Выбор был не прост. В итоге на вооружение приняли танк КВ-1, а затем и другой вариант этой машины с более мощным орудием — КВ-2. Тем временем шла разработка и нового среднего танка. Именно этому танку было суждено войти в историю как одному из лучших в мире. Речь — о Т-34. Компьютерная графика, использованная в фильме, позволит лучше понять, в чём сила инженерных решений, применённых в танке. С началом Великой Отечественной на вооружение Красной Армии поступили и новые лёгкие танки — сначала Т-60, а затем и Т-70. Их появление позволило быстро укомплектовать бронетанковые войска боевыми машинами.
Коренной перелом в войне был достигнут в боях под Курском. Помимо танков в этой битве был задействован и другой тип бронетанкового вооружения — самоходные артиллерийские установки. Создавали их на базе танков, но по сравнению с прародителями самоходки имели больший калибр орудия. В конце 1943 года на вооружение приняли модификацию танка Т-34 с более мощным орудием (Т-34-85), а тяжёлые КВ получили развитие в новом семействе тяжёлых танков ИС — «Иосиф Сталин». В этом фильме советские танки сравниваются с лучшими образцами немецких танков «Тигр» и «Пантера».
Вторая Мировая приближалась к концу. Осенью 1944 года на вооружение Красной Армии приняли средний танк Т-44. Эта машина была логичным продолжением Т-34. Т-44 строился с учётом опыта войны и стал связующим звеном между «тридцатьчетвёркой» и последующими советскими танками. В 1946 году приняли на вооружение новый средний танк — Т-54. К середине 50-х годов Советская Армия имела в своём составе уже тысячи этих машин. После войны продолжало развиваться и семейство тяжёлых танков. В 1945 году на вооружение приняли танк ИС-3. В этом танке многое поражало воображение — футуристические очертания, мощные броня и вооружение. Вторая Мировая приближалась к концу. Осенью 1944 года на вооружение Красной Армии приняли средний танк Т-44. Эта машина была логичным продолжением Т-34. Т-44 строился с учётом опыта войны и стал связующим звеном между «тридцатьчетвёркой» и последующими советскими танками.
В 1946 году приняли на вооружение новый средний танк — Т-54. К середине 50-х годов Советская Армия имела в своём составе уже тысячи этих машин. После войны продолжало развиваться и семейство тяжёлых танков. В 1945 году на вооружение приняли танк ИС-3. В этом танке многое поражало воображение — футуристические очертания, мощные броня и вооружение. За ИС-3 последовали тяжёлые ИС-4, ИС-7. Последним серийным тяжёлым танком в СССР стал ИС-8 (Т-10). Середина 50-х годов. Мир был поделён на два лагеря. Возможным театром военных действий могла стать Европа. Её территория изобилует многочисленными реками и озёрами. Поэтому в СССР создали плавающий танк ПТ-76. Для этого танка даже морские проливы не были преградой. Высокому темпу наступления всегда придавалось огромное значение. Для того чтобы пехота не отставала от танков, были созданы бронетранспортёры БТР-152, БТР-40, БТР-50. Войсковая разведка получила бронированную разведывательно-дозорную машину БРДМ. Основным фактором угрозы у противостоящих держав было ядерное оружие. Советский Т-55 — первый серийный танк в мире, оборудованный системой противоатомной защиты. В фильме с помощью компьютерной графики показано, как защищён танк от воздействия различных поражающих факторов ядерного взрыва. Впрочем, не дремали и на Западе. И чтобы не допустить превосходства иностранных танков, в СССР создали танк Т-62 с более мощным вооружением...
К 60-м годам в Советской Армии было три типа танков — лёгкие, средние и тяжёлые. В 1966 году на вооружение приняли Т-64. По характеристикам маневренности это был средний танк, а его броня и вооружение не уступали тяжёлым. В итоге от классификации танков по массе отказались. Появилось понятие «основной танк». Первым стал Т-64А. Т-64 — революционный танк. В фильме, в том числе и с помощью компьютерной графики, показаны нововведения, внедрённые на этом танке. 50-60-е года ознаменовались настоящим ракетным бумом. Управляемыми ракетами стали оснащать и различные бронированные машины. Был разработан специальный истребитель танков ИТ-1 «Дракон» с выдвигающейся пусковой ракетной установкой.
Ещё одним направлением был поиск повышения проходимости. Предлагались различные варианты: использование четырёх гусениц, танки на подводных крыльях и даже на воздушной подушке. Поначалу в войсках с Т-64 были определённые проблемы. Наибольшие нарекания вызывал его новый двигатель. Чуть позже его доведут до ума. А пока, чтобы не рисковать в условиях холодной войны, на мобилизационный вариант Т-64 решили установить более проверенный двигатель. Он был развитием двигателя, устанавливавшегося на легендарный Т-34. В результате появился ещё один основной танк — Т-72. Этот танк приобрёл популярность не только в советских войсках, но и в армиях других государств. В фильме также рассказывается о создании принципиально новых видов бронетанкового вооружения. Это боевая машина пехоты и боевая машина десантная (БМП-1 и БМП-2, БМД-1 и БМД-2). Показаны уникальные кинокадры сравнительных испытаний опытных машин. Получили своё развитие и бронетранспортёры (БТР-60П и БТР-70). С развитием военно-транспортной авиации появилась возможность перебрасывать по воздуху практически любой вид вооружения, в том числе и танки. Это был уже качественно иной уровень обороноспособности страны.
Боевые бронированные машины и авиация. Казалось бы, что может быть между ними общего? На самом деле точек соприкосновения гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. В 70-е годы на вооружение приняли танк, к работе над которым были привлечены авиаспециалисты для разработки принципиального нового танкового двигателя — газотурбинного. Такой тип двигателя уже с успехом применялся в реактивной авиации. В результате появился танк Т-80. В середине 70-х были проведены сравнительные испытания танков Т-64, Т-72 и Т-80. Чем они закончились, вы узнаете из этого фильма.
После войны в СССР получили развитие бронированные зенитные самоходные установки. Их основная задача — борьба со средствами воздушного нападения противника. Часть из них должна уничтожать самолёты на больших расстояниях, а часть — прикрывать танки непосредственно над полем боя (ЗСУ-37, ЗСУ-57-2, ЗСУ «Шилка» и «Тунгуска», «Стрела-1»).