Богатые не только плачут
Мыльная опера «Династия» — пожалуй, главный конкурент другой бесконечной истории о жизни и любви богатых и знаменитых — «Санта Барбары». И если «Санта Барбара» по сей день является для старшего поколения чем-то вроде священной ностальгии, это действительно народно любимое теле-произведение, то «Династия», как мне всегда казалось, для российского зрителя не очень то и прижилась, не особо то и полюбилась. Тем не менее, «Династия» на голову, а то и все три выше и качественнее «Санты Барбары». Уровень гламура и luxury здесь намного завышен, в то время как «Санта Барбара» (уж очень два теле-мыла напрашиваются на сравнение) больше походила на камерный спектакль в четырех стенах. Я еще подростком смотрел два этих произведения, в начале 90-х телевизор был, пожалуй, единственным источником информации и попыткой познакомиться с чем-то новым и чуждым, как, например, с миром американской аристократии.
В «Династии» этот самый мир богатства и роскоши символизирует собой Блейк Кэрритнгтон (Джон Форсайт) — владелец нефтяной компании. У Блейка есть жена Кристал (Линда Эванс) и дети от первого брака. История семейства Кэрритнгтонов проходит сквозь огонь, воду и медные трубы. Как и подобает теле-мылу, здесь в равных количествах достаточно и сердечных страданий, любовных интриг и соперничества вокруг нефтяного бизнеса. И все это вроде как и привычно, но все равно скучновато. Хотя... Когда в сериале появится Алексис Колби (Джоан Коллинз), мир «Династии» уже не будет прежним.
Алексис — поистине звезда этого шоу, героиня, с которой сам сериал ассоциируется в первую очередь. И в этом заслуга не только актрисы Джоан Коллинз, но и в яркости отрицательного персонажа. Известный факт — герои/героини отрицательные намного выигрышнее и эффектнее героев положительных. Всегда и везде. Будь то фильм, сериал или литературное произведение. И Алексис в данном случае чуть ли не единственная культовая стерва из американского теле-мыла 80-х. Модная, одетая всегда по последним тенденциям haute couture, острая на язычок, сексуальная — гордая, независимая, пугающая своей силой и своим сильным нутром. В контрасте с Кристал она, конечно же, выигрывает. Если Кристал это спокойствие и морской штиль, то Алексис — ураган страстей, вулкан и цунами. Героиня Джоан Коллинз очень быстро стал популярным среди зрителей, что обеспечило телешоу высокие рейтинги, а сама актриса не только проснулась знаменитой, но и получала весьма значительные гонорары по сравнению с другими актерами, занятыми в мыльной опере.
Сериал продлился практически десять лет — финал его пришелся на 1989 год. К тому времени сам формат мыльных опер потихоньку станет не так популярен и любим. В начале 90-х начнется расцвет нового формата телесериалов — тот же самый «Твин Пикс» перевернет представление о телесериалах, ударив под дых самой системе телешоу. Богатеи, дорогие авто, шиншиллы, жемчужные ожерелья, черная икра на бутербродах и дорогое шампанское, поцелуи у камина и внебрачные потомства — все это будет уже казаться пережитком прошлого. В моду войдут детективы и триллеры (в котором, как правило, тоже есть место романтике) — мыльные оперы, само собой, никуда не денутся. Продюсер Аарон Спеллинг выпустит не менее популярные сериалы «Беверли Хиллз, 90210» и «Любовь и тайны Сансент Бич» со все теми же любовными стенаниями, но помоднее, поскольку придут 90-е, и поколению Pepsi нужны будут новые герои, новые истории, пусть и сделанные по проверенным лекалам. «Династия» в этом плане всегда останется чем-то вроде классики жанра мыльной оперой, этаким динозавром телевидения 80-х. Пересмотреть «Династию» сейчас — это впасть в ностальгическое удовольствие по тому времени и эпохе, которых уже нет и вряд ли будет. Эксклюзивно штучный продукт американского ТВ.
Антон Ибрагимов