Отзыв редакции к фильму «Укрытие»

Александра Махина
24 апреля 2012
Александра Махина написала отзыв к фильму «Укрытие»
Спасайся, кто может

Малобюджетная апокалиптическая драма с минимумом спецэффектов, после просмотра которой гроза в начале мая может вызвать неясное желание запереться в квартире и никуда не выходить.

Не то чтобы Кертиса (Шеннон) можно было назвать баловнем судьбы, но до определенного момента он вполне мог бы сказать, что все идет правильно. Размеренная жизнь в американской глубинке, стабильная работа, любящая жена (Честейн), маленькая дочка, чьи проблемы со слухом вскоре должна разрешить операция по страховке. Всю эту идиллию рушит кошмарный сон, будто домашний пес, обезумев от бури, вцепляется ему в руку. С этого момента жуткие образы надвигающейся грозы начинают преследовать Кертиса днем и ночью, и, сделав вывод, что все это – явно не к добру, герой берется за строительство убежища для своей семьи, попутно разрушая брак и карьеру.

«Укрытие», получившее на прошлогоднем Каннском кинофестивале две не главные, но тоже весьма приятные награды от прессы и Общества драматических авторов и композиторов, обладает одной довольно редкой для современной кинопродукции чертой — оно раздражает. Причем эту особенность спокойно можно записать как в «плюс», так и в «минус» — зависит исключительно от ожиданий смотрящего. С первых же минут и до непосредственно финала молодой режиссер Джефф Николс с виртуозностью садиста играет на зрительских нервах, не давая сформировать четкого мнения по поводу того, с чем мы все-таки имеем дело — неприглядным процессом погружения в безумие или гласом вопиющего в пустыне. Вот герой навещает в клинике мать-шизофреничку — это как бы намек. А вот на небе собираются вполне неиллюзорные тучи — это тоже неспроста. И даже точка, неожиданно поставленная в финале (в какой-то момент на этот благородный жест уже перестаешь рассчитывать), отчего-то больше смахивает на многоточие.

Надо отметить, что в условиях ограниченного бюджета — 5 миллионов долларов по нынешним меркам — смешные деньги не только для фильма про грядущий апокалипсис, но и вообще для любого фильма, снятого на территории США, — Николс мастерски извлекает драматургический накал из одних только раскатов грома и шороха листвы, фактически не прибегая к спецэффектам. Скажем больше: в определенный момент эта малобюджетность и вовсе перестает ощущаться. Масла в огонь подливает фантастическая игра Майкла Шеннона, собаку съевшего на персонажах, с которыми явно не все в порядке — в роли мужчины на грани нервного срыва актер смотрится более чем убедительно.

И тем не менее «Укрытие» — из тех фильмов, которые так же легко полюбить, как и возненавидеть. Например, лента вполне способна осчастливить любителей глубинных смыслов и множественных подтекстов: при желании здесь можно углядеть и мотив одиночества в толпе, и западные фобии в отношении некоей неясной, но неотвратимой внешней угрозы, нависшей над размеренным бытом, и чисто мужской страх перед ответственностью за семью. А можно ничего этого не углядывать и в финале остаться с пустотой и вопросом «что это было?». Выбор, конечно, за вами.