Отзыв редакции к фильму «Морской бой»

Анжелика Пушкова
16 апреля 2012
Анжелика Пушкова написала отзыв к фильму «Морской бой»
Водные процедуры

На данный момент один из достойнейших блокбастеров года. Глуповатый, не без того, зато зрелищный и местами на удивление изобретательный.

Идеалисты-ученые посылают на отдаленную планету приветственный сигнал в надежде найти разумную жизнь. Ответ не заставляет себя долго ждать: несколько разведывательных кораблей пришельцев приводняются неподалеку от Гавайев и начинают крушить все вокруг. Человечеству остается надеяться только на пару американских эсминцев и лейтенанта Алекса Хоппера (Китч), у которого в жизни до этого была лишь одна успешная боевая операция — он сумел закадрить адмиральскую дочку (Декер) при помощи шаурмы.

Сколько бы авторы ни отрицали родство своего детища с «Трансформерами», сходство двух мегаломанских проектов, основанных на игрушках Hasbro, сразу бросается в глаза. Главное же их отличие в том, что Майкл Бэй ставит свои механические балеты, наплевав на живых героев, а Питер Берг, сам в прошлом приличный артист, о людях не забывает.

Нет, по части сделать «громко и красиво» «Морской бой» тоже не уступит третьим «Трансформерам» или кому бы то ни было еще. Корабли и самолеты, автомобили и целые автострады будут с грохотом и фейерверком разлетаться на части, а инопланетные звездолеты нависнут над перепуганной певицей Рианной в непременном рапиде. Однако при этом создается впечатление, что Берг задался целью экранизировать не столько популярную у школьников игру, сколько понятие «рок-н-ролл» в самом широком его смысле (музыкантов в кадр, надо полагать, не пустила студия). Шарахнув ракетами по очередному эсминцу, режиссер врубает на всю катушку AC/DC и дает крупный план бюста бегущей куда-то Бруклин Декер. Гитары ревут, охваченный огнем эсминец тонет, бюст ритмично покачивается. Так ловко поженить войнушку с настроением субботнего опен-эйра до этого удалось лишь Тони Скотту и Тому Крузу в «Топ Гане». Да что там — судно, на котором герои начинают воевать с пришельцами, носит гордое имя Джон Пол Джонс! Если верить Википедии, был такой герой американской войны за независимость, но мы-то понимаем, что Берг имеет в виду басиста Led Zeppelin.

Что же касается инопланетян со смешными бородками, то они весь фильм таскают какие-то только им понятные коробки, регулярно оставляют в живых обезоруженных противников и вообще ведут себя довольно странно. При этом, когда один из второстепенных персонажей спрашивает: «Почему же они нас сразу не перебили?», — зануду хочется своими руками выбросить за борт. Настоящему блокбастеру рефлексия ни к чему, а «Морской бой» — на данный момент однозначно лучший блокбастер 2012-го с целым рядом моментов абсолютного зрительского счастья. Когда безногий чернокожий морпех сойдется с пришельцами в рукопашной, когда Александр Скарсгард вдруг сделает глаза шрековского Кота в сапогах и тем более когда за дело возьмутся ветераны с «Миссури» (того самого корабля, на котором японцы подписали капитуляцию в 1945-ом и где Стивен Сигал работал поваром в своем самом известном фильме), на лице не лишенного сердца зрителя обязательно появится та самая счастливая улыбка, с которой каждый впервые смотрел какого-нибудь «Индиану Джонса». Да, глупо. Да, несерьезно. Но как же здорово!