Отзыв редакции к фильму «Рейд»

Анжелика Пушкова
3 апреля 2012
Анжелика Пушкова написала отзыв к фильму «Рейд»
Высокие отношения

Бодрый и скупой на слова боевик в лучших традициях жанра: засевшие в многоэтажке бандиты и суровые полицейские колошматят друг друга почем зря, не размениваясь на ненужную болтовню.

Набитый спецназовцами автобус с утра пораньше паркуется возле потрепанного многоэтажного здания на окраине Джакарты. Здесь обитает неприкасаемый наркобарон, которого правоохранители планируют взять, не потревожив легион его прихвостней. Операция засекречена настолько, что вооруженные пассажиры автобуса о ней сами знают лишь постольку-поскольку, и когда все начинает идти не по плану, рассчитывать на какую-либо подмогу спецназовцам уже не приходится.

Одна из первых сцен способна передать дух фильма лучше, чем все трейлеры в мире. Самый главный злодей (усталый мужчина в грязной майке и вьетнамках) собственноручно казнит группу стоящих перед ним на коленях людей. Выстрел в затылок первому, затем второму, третьему и так далее. На последнем магазин пустеет. Палач вежливо просит оцепеневшую жертву его подождать и идет к серванту за молотком.
Подобной ролевой модели придерживается и режиссер Гарет Эванс, по уши влюбленный одновременно в гонконгские боевики и корейские поэтические ужастики. Под аккомпанемент раскалывающихся черепных коробок герои полтора часа стреляют, режут и лупят друг друга, причем делают это с выдумкой и азартом, редко встречающимся на экране в наше вегетарианское время. А когда стартовый запал того гляди грозит иссякнуть, Эванс делает парочку простейших сюжетных рокировок, и вошедшие в раж мужчины принимаются месить друг друга снова, но уже в других комбинациях свой/чужой.

Чтобы фильм не зашел в тупик на десятой минуте, многочисленные прислужники наркобарона не собираются в непобедимую армию, а недальновидно делятся на группы и обитают строго в отведенных им коридорах, которые главный герой проходит по очереди, как в компьютерной игре. Картина в итоге и представляет собой последовательность прекрасных схваток, каждая со своей уникальной ландшафтной (лестницы, чердаки) и оружейной (автоматы, мачете, кулаки) составляющей.

Если не считать диалогами оклики вроде «прикрой!» и «сзади!», разговорные моменты в «Рейде» можно сосчитать по пальцам одной руки, что в данном случае скорее плюс. Всем понятно, что слова тут – дело десятое. Перед нами простая история о настоящих мужчинах, готовых убивать и умирать за свои идеалы, мужчинах, генетически запрограммированных до последнего вздоха быть за одних и против других, даже если между этими «за» и «против» нет особой смысловой разницы. Такие не уважают пустую болтовню. Помнится, Чоу Юн Фат в своих лучших фильмах – а больше всего «Рейд» похож на растянутую до полутора часов сцену в больнице из «Круто сваренных» Джона Ву – тоже не очень-то языком трепал.