Отзыв редакции к фильму «Газгольдер: Фильм»

Станислав Орлов
24 апреля 2014
7
Станислав Орлов поставил оценку 7 и написал отзыв к фильму «Газгольдер: Фильм»
Гуф умер, и Баста

Эпическое «гангстерское» кино о том, как в закрытом ночном клубе ограбили серьёзного человека, а его связанное со спецслужбами начальство обвинило во всём группу рэперов. Сюжет в духе Пелевина, все говорят в рифму и матом.

Фильм сделан в очень своеобразном стиле, совмещающем эстетику мрачного хип-хопа, гламурного гангстерского кино и психоделических пелевинских фантазий, если бы их экранизировал Охлобыстин. В общем, понять, что там происходит, не так-то просто, тем более что все говорят стихами и периодически пускаются в пафосные монологи, обильно украшенные запрещённым с недавних пор для широкого проката матом.

Вкратце сюжет картины таков: в нелегальный ночной клуб приходит расслабиться после работы сотрудник благотворительного фонда, работающего под прикрытием спецслужб. В его обязанности входит приём денег от клиентов, и один из них приносит портфель с баблом прямо в клуб. На портфель кладёт глаз местный великосветский сутенёр, он подмешивает сотруднику в бокал с шампанским лошадиную долю ЛСД. Очнулся герой в бомжатнике, портфель пропал. Силовики из благотворительной организации принялись за расследование, под их подозрение попали музыканты с репетиционной базы, расположенной в одном здании с клубом.

Как сказал однажды британский рэпер русского происхождения Oxxxymiron, «Если говорить об СНГ, то вот сидит такой зверочеловек, слушает „АК47“ , смотрит „Нашу Рашу“ или +100500, восхищенно читает Коэльо и Минаева. Но он не безнадежен. Надо только достаточно сильно ударить его палкой по голове, как в буддийских коанах, и он прозреет». В этой фразе к группе «АК47» смело можно прибавить и других героев «Газгольдера», как фильма, так и одноимённой тусовки — Басту, Гуфа, Тати, Груза и прочих. Хотя после просмотра картины тусовку хочется переименовать в «художественное объединение», поскольку самым неожиданным от неё впечатлением стало ощущение некой театральной академичности происходящего.

Герои говорят в рифму, зачастую выдают долгие пафосные монологи под клиповую нарезку, и это невольно напоминает экранизации Шекспира «на новый лад», «Сон в летнюю ночь» Адриана Нобля или даже какие-нибудь старые советские телепостановки трагедий с Аллой Демидовой. Возможно, кому-то такие ассоциации покажутся полным бредом, но «полный бред», несомненно, будет одной из точных характеристик для этого фильма. Нужно отдать должное главным героям и авторам ленты, звёздам отечественного рэпа — они отлично, практически виртуозно владеют языком, что превращает дурацкий, в общем-то, сюжет в высокохудожественное зрелище. Жаль, что вся эта красота тратиться на мелкотемье, на историю, которая была бы интересна разве что лет десять назад. Увы, русской «8 мили» не получилось. Как пела группа «Борщ»: «Эминема нема».