Отзыв редакции к фильму «Сталинград»

Борис Гришин
9 октября 2013
6
Борис Гришин поставил оценку 6 и написал отзыв к фильму «Сталинград»
Летят самолеты и танки горят

Красочное батальное полотно Федора Бондарчука, в котором ему удалось добиться кинематографической зрелищности современного уровня.

Офицер российского МЧС (Федор Бондарчук) спасает группу немецких туристов после аварии на ядерной станции в Фукусиме. Одна их немок говорит ему, что потеряла отца, на что спасатель рассказывает женщине историю своей мамы. Она называла его отцами пять советских воинов, спасших ее во время сталинградской битвы и отдавших там свои жизни. В 1942 году во время неудачной атаки наступающих частей Красной армии разведгруппе капитана Громова (Петр Федоров) удается закрепиться в одном из домов, имеющих важное тактическое значение. Здесь разведчики обнаруживают артиллериста с пушкой и единственным снарядом, радиста-корректировщика и чудом уцелевшую местную жительницу девушку Катю (Мария Смольникова). Приказ во что бы то ни стало выбить русских из дома получает опытный немецкий боевой офицер капитан Петер Кан, влюбленный в другую местную жительницу Машу (Яна Студилина).

Федору Бондарчуку наконец-то удалось прыгнуть выше головы и создать кинопродукт, отвечающий современному мировому представлению о зрелищном батальном кино. Пускай это не «Спасти рядового Райана» и не «Перл-Харбор», но видно, что средства, вложенные в спецэффекты и съемки, люди отработали без халтуры. Открывающая фильм сцена атакующих горящих солдат на большом экране вообще настраивает на эпический лад. Картина падения сбитого юнкерса впечатляет не меньше. Но, к сожалению, это единственные масштабные зрелищные сцены в ленте. В основном она наполнена лирическими и сентиментальными моментами, а также разговорами, претендующими на психологическую глубину.

Федор Бондарчук смог сделать картину, за которую в технологическом смысле уже не стыдно, и взрываются там не только бочки с бензином. Однако драматургия явно слаба, и авторам стоило бы сосредоточиться на зрелищности, благо это получилось достаточно неплохо. В этом плане нельзя не отметить еще одну сцену, нелогичную, но очень эмоционально-яркую и захватывающую, в которой немногочисленные советские солдаты в отчаянной рукопашной мстят за сожженных у них на глазах евреев. Несмотря на слабую историческую достоверность, Бондарчуку удалось избежать откровенной клюквы и одиозного кликушества, которыми страдают многие современные фильмы о войне.