Отзыв редакции к фильму «Молода и прекрасна»

Лена Хвостова
28 августа 2013
5
Лена Хвостова поставила оценку 5 и написала отзыв к фильму «Молода и прекрасна»
Мечты о юности

Неуютную тему проституции в своем новом фильме Франсуа Озон без зазрения совести нейтрализует привычной для него красотой и абсурдом.

Молодая и прекрасная Изабель отметила семнадцатилетие, лишившись девственности на пляже курортного городка. Вопреки подначиванию всей ее семьи, а может быть, как раз из-за него эта история получила не романтическое продолжение, а очень неожиданное: вернувшись в Париж, Изабель начинает встречаться с мужчинами за деньги. Пока ни ее семья, ни друзья ни о чем не подозревают, Изабель учится тонкостям ремесла на собственных ошибках по роману Шодерло де Лакло и, переодевшись в мамину зеленую блузку, зарабатывает по €300 в день. Конечно, долго изматывать старичков со слабым сердцем и принимать душ по три раза в день, оставаясь незамеченной, у девушки не выйдет, но в семнадцать лет разве можно относиться к чему-то серьезно? Артюр Рембо полагает, что нельзя.

Говоря о «Молода и прекрасна», режиссер и критики постоянно вспоминают о «Дневной красавице» Бунюэля — самом известном киновысказывании об обеспеченной женщине, внезапно для всех отправившейся в бордель. Но на самом деле, кроме французского языка и темы у фильмов мало общего. Если в «Дневной красавице» бегство героини в бордель оказывается результатом травмы и ночных кошмаров, у Озона обращение несовершеннолетней героини к проституции выглядит совершенно тривиальным. Все предполагаемые сомнения и мотивы Изабель остаются за кадром, а в кадре основными вопросами становятся практические: как поступить матери с заработанными дочкой-проституткой деньгами? Не отправить ли ее в интернат?

Характерно, что большинство героев не то чтобы относятся к выбору девушки с пониманием, но лишними вопросами ни ей, ни зрителю не докучают: клиенты шутят про экономический кризис, а отчим останавливается на том, что раз падчерица хороша собой, то и неудивительно, что получает всякие предложения. Озон как будто выбрал серьезную тему, но, как это часто бывает в его фильмах, из-под покрова серьезности очень скоро вылезает комедия абсурда, в этом случае смешанная с эротической фантазией.

Нельзя не признать, что комедия разыграна довольно изящно и с любовью к героям — пусть вуайеристской. И Марина Вакт в роли Изабель, и Шарлотта Рэмплинг в крайне странном эпизоде очень красивы и убедительны. Сцены семейной жизни прописаны удивительно реалистично и остроумно. Что же касается предполагаемой серьезной составляющей, то она настолько невнятна, что сам режиссер, однажды попытавшись говорить о своем фильме серьезно, наговорил глупостей, от которых долго отказывался, и с тех пор этот вопрос обходит стороной.