Отзыв редакции к фильму «Хичкок»

Борис Гришин
21 февраля 2013
4
Борис Гришин поставил оценку 4 и написал отзыв к фильму «Хичкок»
Маньяк и его женщины

Далеко не самый удачный байопик, рассказывающий о съемках фильма «Психо» — первом великом хорроре про серийного маньяка-убийцу, созданном Альфредом Хичкоком. Обидно, что лента о таком выдающемся режиссере, отце кинематографического триллера и саспенса, оказалось столь слабой.

После успеха шпионского триллера «К северу через северо-запад» все ждут от Хичкока (Хопкинс) чего-то аналогичного. Но, как известно, творец всегда должен быть собой недоволен, не должен останавливаться на достигнутом. Так и Хичкоку совершенно неинтересно снимать то, что ему предлагают продюсеры, отвергает он и сценарий, который продвигает его жена и неизменная соратница Альма Ревиль (Мирен). Хичкок увлекся реальной историей маньяка Эда Гейна (Уинкотт), одержимого образом матери, убивавшего девушек и хранившего их трупы у себя дома. Он видит в этом сюжете целый новый жанр, но окружающие в недоумении — кто же согласится смотреть такую гадость? Никто не хочет финансировать новый проект великого мастера, и Альфред решает снимать фильм на свои средства, заложив дом с бассейном. Альме кажется, что муж занялся ерундой, и она принимает приглашение молодого сценариста Кука (Хьюстон) совместно поработать над его новым проектом.

Удивительно, как можно снять неудачную ленту про Хичкока и создание фильма «Психо» с Энтони Хопкинсом, Хелен Мирен и Скарлетт Йоханссон в главных ролях, но режиссеру Саше Джерваси это удалось. Конечно, жизнь Хичкока не изобилует драматическими подробностями и сценаристам особо негде было развернуться. Буквально из пальца высасывается конфликт Альфреда с Альмой — оказывается, она обижалась на то, что он уделяет ей недостаточно внимания как своему соавтору. Да еще любимый дом с бассейном заложил под бредовый проект!

Придумана даже история как бы ее творческой измены с молодым сценаристом, к счастью, у создателей фильма хватило совести не придумывать слишком многого. Хичкок, в свою очередь, обижается на своих актрис за то, что они не хотят хранить ему верность как режиссеру и упрекает Веру Майлз (Бил) в нежелании сделаться звездой. На главную женскую роль в «Психо» Альфред и Альма берут молодую актрису Джанет Ли (Йоханссон), которой остается только восхищенно смотреть на Хичкока и все время радостно улыбаться. Ну и один раз по-настоящему испугаться во время съемок известной сцены.

Казалось бы, интересно решен образ Эда Гейна, который все время является перед внутренним взором Хичкока и дает ему ценные советы. Гейн тут даже как бы не чудовище, а тоже своего рода творец, вдохновитель и соратник режиссера. Однако все сделано слишком вяло и поверхностно, ни о каком саспенсе даже говорить не приходится. Подобная постановка имела бы право на существование как игровые иллюстрации в документальном фильме, но не как художественное кино. Вот уж действительно наглядная демонстрация того, что даже очень хорошие актеры могут не вытянуть фильм без хорошего сценария и крепкой режиссуры.

Да еще и Хопкинс, несмотря на накладные щеки, совершенно на Хичкока не похож.