Дата рождения | |
---|---|
Дата смерти | 11 февраля 1948 / 50 лет |
Знак зодиака | Водолей |
Место рождения | Рига, Латвия |
Советский режиссер театра и кино.
Сергей Эйзенштейн родился в Риге в 1898 году, в семье городского архитектора. В 1915 году окончил реальное училище и поступил в петроградский Институт гражданских инженеров, намереваясь пойти по стопам отца.
Позже, в 1920 году, увлекся театральной архитектурой, устроился на работу художником-декоратором в Первый рабочий театр Пролеткульта.
В 1921 году поступил в Государственные высшие режиссерские мастерские (ГВЫРМ) под руководством Всеволода Мейерхольда, продолжая работать в театре, однако не ограничиваясь функциями только лишь художника-декоратора. Так, по воспоминаниям современника, работая над пьесой «Мексиканец» по повести Джека Лондона, Эйзенштейн «быстро оттеснил» режиссера Смышляева и сам «фактически стал режиссером». Увлекшийся идеями разрушения старого искусства (в частности, «революционизирования» театра), Эйзенштейн экспериментировал с жанрами, а разъяснения своих экспериментов публиковал в передовых журналах, таких, например, как альманах футуристов «ЛЕФ».
Первой лентой Эйзенштейна стала перемонтированная лента Фрица Ланга «Доктор Мабузе, игрок», в советском прокате вышедшая под названием «Позолоченная гниль». В 1925 году на экраны вышел фильм «Стачка», являющийся частью задуманного режиссером восьмичастного цикла «К диктатуре». Содержавший множество новаторских элементов, он получил неоднозначные оценки от критиков: похвалы вызывала смелость режиссера, однако усложненный киноязык подвергался критике.
«Стачку» благосклонно приняло правительство и поручило Эйзенштейну съемки следующего фильма задуманного им цикла — «1905 год». В соответствии с названием в фильме должны были быть отражены различные исторические события того года в истории Российской империи: русско-японская война, забастовки и т. д. Однако в силу ряда причин, в том числе из-за нехватки времени, режиссер ограничился лишь изображением мятежа на военном корабле. Фильм вышел в конце 1925 года под названием «Броненосец „Потемкин“», оказал сильное влияние на кинематограф и был назван «лучшим фильмом всех времен и народов».
Среди других значимых работ Сергея Эйзенштейна — картины «Иван Грозный», «Александр Невский», «Октябрь».