Артур Сопельник: «Мне говорили: “Ты — кадет”. Хорошо, но я же еще и актер»

Звезда «Кадетства» и «Физрука» Артур Сопельник рассказал Кино Mail.ru о том, чего ему стоила главная роль в сериале «Абрек», об избавлении от ярлыков, отношениях с другими «кадетами», потере друзей и о том, чему его научила ранняя слава
Авторы и эксперты
Редактор Кино Mail, кинообозреватель
Селебрити-редактор
Артур Сопельник, фото предоставлено актером
Артур Сопельник, фото предоставлено актером

Артур, вы говорили, что, как только прочитали сценарий сериала «Абрек» (выходит на Start), решили, что обязательно должны попасть в проект. Почему?

Артур Сопельник: Во-первых, я всегда хотел побывать в Чечне, потому что это красивая природа — горы, леса, водопады, реки. К тому же, мне очень хотелось поработать с животными. Не каждый день на съемочной площадке ты будешь пересекаться с волком. Если с лошадьми у меня был опыт работы в «Зеленом фургоне», то с волком точно нет.

И тематика саперного мастерства мне близка, потому что я постоянно слышал от папы эти истории. Помню, когда ездил с ним на службу, видел этих солдат. Время, когда отец служил, для него золотое. Я посчитал своим долгом попасть в этот проект и отдать дань уважения отцу.

Когда готовились к роли, обращались к нему за советом?

Конечно! Когда снимали сцены разминирования, я ему рассказывал, какой у нас реквизит, а он мне объяснял, как с ним взаимодействовать. Но, как часто бывает, реквизит на съемках не совсем такой, как в реальной жизни. Отец меня консультировал.

Расскажите, как вас утвердили на роль Володи?

Как сейчас помню: я пришел на первый кастинг, там был только Иван Шурховецкий (режиссер, — прим. ред.). Он мне говорит: «Привет. Ты сценарий прочитал? Как тебе?» Я отвечаю: «Прочитал. Мне понравился». Дальше он говорит гениальную вещь: «Ну придешь на кастинг?» Я: «Приду». Он: «Ну все, пока».

Я подумал, что за ерунда? Потому что это из разряда: я потратил больше времени на дорогу, чем на сам процесс. Но потом мне перезвонили и сказали, что будут парные пробы. Сначала с Алиной (Алина Рачковская, исполнительница главной женской роли, — прим. ред.), потом с Джином, который и сыграл Абрека.

У вас были пробы с «волком»?

Да, мы пробовались в очень забавной сцене, которой не было в сценарии, чтобы посмотреть взаимодействие меня и волка, боюсь я его или нет. И вот мы в первый раз встретились с Джином. Он меня не знает, я его не знаю, а мне говорят: «Ты возьми его за челюсть, чтобы он на тебя смотрел». Я его взял, а он на меня смотрит из разряда: «Ты что, дурачок? Тебе жить не хочется?» (Улыбается.) И потом мне перезвонили и сказали, что утвердили.

Кадр из сериала «Абрек»
Кадр из сериала «Абрек»

Сложно было работать с животным? Нужно было проходить какие-то курсы или общаться с кинологами?

Кинолог Александра всегда была на площадке при любых взаимодействиях с животным. И зачастую работали они с первого дубля. Это мы могли ошибиться: что-то не так сказать, не так посмотреть, а Джин выполнял команды сразу. Я не видел более профессионального актера.

У вас есть другие любимые фильмы с ключевым персонажем — животным? Быть может, использовали какой-то в качестве референса при подготовке?

Не могу сказать, что на что-то опирался. Это сразу проигрышный вариант, так как пытаешься что-то скопировать. Но фильмов про животных много, и все они тяжелые. «Белый Бим Черное ухо», «Боевой конь», «Хатико», «Белый клык». Я их, безусловно, смотрел, но опираться на них не хотелось.

Абрек выступает неким немым учителем для Володи, а также для мальчика Халида, который нашел его в лесу и приютил. Как животное помогает вашему герою раскрыться и разобраться в себе и своей жизни?

Я очень боюсь кинуть спойлер. (Улыбается.) Но я думаю, что самое главное, чему учат такие животные, как наш Абрек, — это смирению, терпению, где-то хладнокровию. Это зачастую то, чего в нас, людях, нет, потому что нами движут эмоции. И в сериале будет четко видно, как меняется жизнь Володи благодаря Абреку.

О своем герое вы говорите: «Владимир из другого теста, он настоящий человек дела». А вы сами чему-то научились у него?

Володя для меня — скала. Какой-то непробиваемый человек. Я даже вспоминаю в жизни таких людей: когда что-то происходит, они очень спокойны, при этом внутри у них прямо бурлит, но они никогда этого не показывают. Я давно не встречал таких персонажей, у них есть точная колея, по которой они едут. В этом плане Володя очень честно и очень точно следует своему ориентиру. Будут моменты, когда ориентиры сбиваются, но тут появляется Абрек.

Артур Сопельник, фото предоставлено актером
Артур Сопельник, фото предоставлено актером

Знаем, что ради проекта вам пришлось похудеть на 12 килограммов. С чем это было связано?

Мне было интересно — смогу я или нет. Хочется меняться в кадре, чтобы не было определенной клишированности, чтобы не вешали ярлыки. Потому что, к сожалению, я с этим столкнулся еще в детстве, когда мы попали все под один ярлык. Времена «Кадетства» я вспоминаю с таким теплом. Те же «Физрук» и «Ранетки» — это те проекты, которые меня сделали. Просто, к сожалению, время тогда было такое, когда вешали эти ярлыки, говорили: «Ты кадет». Ну, хорошо, но я же еще и актер.

Захотелось поменять себя, попробовать, получится или нет. К тому же, я никогда в таком весе — 68 килограммов — не был. У меня есть проекты, в которых невозможно смотреть на меня, там такая ряха. (Смеется.) Когда я согласился, у меня на это был месяц-полтора.

Как вам удалось за такое короткое время так сильно похудеть?

Я просто сел на очень жесткую диету. Питался в тысячу калорий в день. Это ужасное было время. Главная моя ошибка в том, что я это делал без помощи профессионалов. Потом я столкнулся с проблемами: был недостаток витаминов. Решив одну проблему, я начал заниматься другой, которую сам и создал себе. Поэтому мой совет на будущее всем моим коллегам и тем, кто хочет резко похудеть: делайте это постепенно, либо с помощью специалистов, которые подскажут все.

После проекта вес вернулся?

Конечно. Не все, но какая-то часть вернулась. Ведь надо себя иногда и побаловать, нельзя всегда держать в стрессе. Какую-то часть я вернул, но стараюсь не превышать 73−74 килограмма. Мне очень комфортно в этом весе.

Артур, важным проектом в вашей творческой биографии стал сериал «Кадетство». После того успеха вы боялись стать заложником одной роли. Как считаете, удалось вырваться из того амплуа?

Да, так и было. Все видели во мне Сашу Трофимова. Как удалось вырваться? Ну, это время. Мне помогло еще то, что после «Кадетства» и «Ранеток» я поступил в театральный институт и четыре года нигде не снимался. Безусловно, с профессиональной точки зрения — это ошибка, потому что тебя очень быстро забывают. Но с точки зрения ухода от какого-то стереотипа — я так оправдываю себя — это помогло. Потому что я начал свой актерский путь после этого заново.

Александр Головин, Борис Корчевников, Артур Сопельник, Аристарх Венес и Павел Бессонов в сериале «Кадетство»
Александр Головин, Борис Корчевников, Артур Сопельник, Аристарх Венес и Павел Бессонов в сериале «Кадетство» Источник: кадр из сериала «Кадетство»

Сериал сделал из вас звезду. Страдали тогда звездной болезнью? И как с ней справлялись?

Наверное, что-то такое было. Мне же было 15 лет. Своей головы на плечах нет. Там эмоции правят миром. Все это контролировали родители, сдерживали. Это их заслуги — мамы, бабушки, которые направляли и, если надо, давали по шапке, если я где-то перегибал.

В одном из интервью вы говорили, что не хотели идти на кастинг и не верили, что вас утвердят, а на пробы вас привела мама, которая сама мечтала стать актрисой. Можно ли сказать, что актером вы стали благодаря ей?

Я ни за что не скажу, что это мама начала меня пихать в актерскую профессию. Это было моим решением. Но, когда она о нем узнала и увидела, что мне нравится, она всячески его поддерживала.

Насчет того, что не хотел идти на кастинг, — не совсем так. А вот то, что пришлось отстоять длинную очередь, — это правда. Там была какая-то колоссальная толпа людей, очень много ребят из «Ералаша» — прямо лица, которые ты знаешь. Мама меня заставила, сказала: «Мы что, просто так шли сюда? Давай ты пройдешь, и мы пойдем домой». Я действительно прошел, и потом на протяжении месяца почти каждый день ездил на кастинг и пробовался на роль Синицына. В итоге буквально в последний момент сказали, что я буду играть Трофимова. Для меня это был удар.

Было обидно?

Ну представляете, целый месяц пробуешься на одну роль. К тому же, я открываю первые десять серий, а Трофимов там только стоит в кадре. Мама говорила: «Давай отказываться». Но я решил, что не стану.

Изначально была идея — только четыре главных героя. Это Леваков, Синицын, Макаров и Перепечко. А я, Аристарх Венес и Кирилл Емельянов развиваемся как второстепенные. Но потом мы тоже потянули на себя одеяло. Можно даже заметить, что первые десять серий «Кадетства» наши персонажи статичны, а потом начали набирать обороты.

Общаетесь с кем-то из актеров «Кадетства»? Следите за их творческой жизнью?

Общаюсь с Артемом Тереховым, который Соболева сыграл. Во времена «Кадетства» я тянулся к нему, мы тогда прямо дружили-дружили. Но вообще, жизнь нас пораскидала. С Сашкой (Александр Головин, исполнитель роли Максима Макарова, — прим. ред.) мы встретились, наверное, года три назад в самолете. Летели тогда из Минска. Это было очень забавно, очень милая встреча. С Кириллом Емельяновым можем немного переписываться в соцсетях. Со всеми остальными наши пути разошлись.

Кстати, из-за успеха «Кадетства» круг ваших друзей сузился. Кто-то тогда открыто вас критиковал, а кто-то даже продавал ваш номер фанаткам. В то время не сожалели, что из-за проекта потеряли друзей?

Нет, не переживал. Это прекрасный отсев, который проходят все люди в своей жизни. Кто-то добивается успеха на работе, от него отворачиваются завистники. Кто-то в силу твоего успеха пытается нажиться на тебе. Я на протяжении жизни неоднократно проходил эти отсевы, поэтому я к ним очень философски отношусь. Значит, не мое.

Артур Сопельник, фото предоставлено актером
Артур Сопельник, фото предоставлено актером

А вот благодаря «Физруку», по вашим словам, у вас появились настоящие друзья. Кто они? И дружите ли вы сегодня?

Конечно. Это Даня Вахрушев. Мы прекрасно дружим, общаемся, переписываемся. Кроме того, Даня затащил меня в страйкбол. У нас была даже совместная команда, потом я ушел из нее в другую. Но мы все равно продолжаем дружить и общаться. Данька — прямо друг!

Когда вы снимались в «Кадетстве» и «Ранетках», постоянно получали письма и звонки от поклонниц. А сейчас такое есть? Как на это реагирует ваша жена Лиза?

Изменилось время, потому что раньше модно было присылать письма, расписывать подъезды, караулить под дверью. Конечно, у меня тоже такое было. Но это уже моветон — так никто больше не делает. (Смеется.)

Сейчас это соцсети: люди подписываются, следят, что-то могут прокомментировать. Причем мы недавно смеялись с женой: как только вышел трейлер «Абрека», сразу активизировались «спящие» — я их так называю. (Смеется.) А когда нет какого-то проекта нашумевшего, ты не так интересен. Жена с юмором реагирует, смеется.

Сейчас снимается много молодежных сериалов. Учитывая свой опыт, какой совет вы бы дали юным актерам, обретающим раннюю славу?

Помню, когда был «Физрук», и пришел ошеломительный успех, я, как старый дед, ветеран, все время ходил и говорил: «Ребята, это не насовсем! Продолжайте развиваться. Не надо в этом купаться!» (Смеется.) Были люди, которые услышали, а были, кто не услышал и очень сильно обжегся.

Для меня знаковая история в этом плане связана с Василием Ивановичем Бочкаревым. Он рассказывал, что на выходе со сцены в Малом театре висит большая табличка, на которой написано: «Ну и что?» То есть каждый раз, выходя со сцены после оваций и ошеломительных аплодисментов, ты читал эту табличку. Как бы сорвал овации, и что дальше? Работать и работать.

Мне настолько запало это в душу, понравилась эта концепция, что я ее использую по сей день.

Артур Сопельник, фото предоставлено актером
Артур Сопельник, фото предоставлено актером

По вашему мнению, можно ли стать актером без специального образования? Вот, недавно Кристина Асмус рассуждала на эту тему и пришла к выводу, что ей не нравится работать с людьми, у которых профильного образования нет.

Я работал со многими людьми, которые не имеют профессионального актерского образования. Та же самая Полина Гренц в «Физруке» — на тот момент у нее его не было. И она прекрасно справлялась со своей задачей. В «Ранетках» все девчонки не имели актерского образования, но при этом их смотрели, и это было хорошо. Я работал с Арнасом Федаравичусом в картине «Вечный холод», он по образованию психолог. Сейчас Арнас снимается на Netflix в сериале The Last Kingdom, у него одна из главных ролей. Что он, от этого плохой актер?

Если ты уважительно относишься ко всей съемочной группе и профессионально выполняешь свою задачу, то мне все равно, есть у тебя образование или нет. Главное, что ты профессионал. Профессионалом можно быть и без корочки.

Несколько лет назад вы сняли свою первую короткометражку. А сейчас развиваетесь в направлении режиссуры?

Конечно, развиваюсь. Я снял свою первую короткометражку, потом была вторая, третья. Потом пилот. Сейчас у меня есть два проекта, которые я пишу. Мне это безумно нравится, я получаю от этого колоссальное удовольствие.

Речь о короткометражке или полном метре? О чем это будет?

Это уже сериал. Я не буду раскрывать всех деталей. Но это проект о людях, о молодом поколении, поиске себя, об искушениях, которые везде. И будут ли герои поддаваться им или нет. Воспользуются ли шансом, который им дается.

Артур Сопельник, фото предоставлено актером
Артур Сопельник, фото предоставлено актером

Вы еще мечтали создать театр. Движетесь ли сейчас в этом направлении?

Пока нет, потому что на это надо очень много средств. Но в планах есть. Я от своих идей никогда не отказываюсь. Просто считаю, что должен прийти момент. Мне хочется создать непрофессиональный театр. Чтобы в нем были люди, которые влюблены в профессию. Ведь часто бывает, и я с этим сталкивался, что люди, которые находятся внутри профессии, начинают относиться к ней как к обыденности — пришел, отыграл, получил зарплату и ушел. Пропадает магия. С такими людьми тяжело работать, потому что невозможно играть со стеной.

И как сохранить в себе ту самую магию и любовь к профессии?

Только ты сам можешь в себе это сохранять какой-то верой в прекрасное, потому что часто актерская жизнь не такая сладкая, как всем кажется. Слишком много «но». Наверное, сохранить магию — это мириться с этими «но», самого себя поддерживать.

Совет у меня такой: оставайтесь людьми — это самое главное. Потому что часто слава сносит голову.