![](https://resizer.mail.ru/p/dfd2826f-4f5a-55f5-a50e-2b5f7844c90d/AAACPIgZct85O-aEcdJAtjtN8EyAP-AMJ3mE3WR83PHgjLwY_4G23jkSS4BmoNsEeloBn6g5N4yTlVaVJqhUzVGzaiI.jpg)
О том, что мечты всегда разбиваются о быт, — «Лето с Моникой»
Городские подростки из бедных семей, Харри и Моника бегут на моторной лодке от неустроенности своей жизни и неопределенности будущего. На самом деле быть вместе им никто не запрещает, но они оба хотят забыть о своем одиночестве и несчастье, вырвавшись на свободу. А там – любовь, эротика, трепет и красота, которые прозаично иссякнут, когда в их идиллию ворвется бывший парень Моники. Попытка бежать от реальности разобьется о быт, когда у влюбленных кончатся деньги и еда, и им придется вернуться назад – в мир, лишенный мечты и чувства.
![](https://resizer.mail.ru/p/535a4b09-0c92-5421-b8fe-865c88d3c50a/AAACVBAO1JXyGjdp1SwpZtR_9lVEzIodbWcdAX-0aJ6yYeplrYr7TtabFLZRwfBQgWLvZ4e2FuZgfZpEuOLNYRBL474.jpg)
О том, что у вас не будет шанса начать все сначала, — «Земляничная поляна»
Самая известная картина шведского мастера рассказывает о глубоко пожилом профессоре, который блуждает по собственной памяти, возвращаясь в свое детство, и пытается переосмыслить свою жизнь. 39-летний Бергман как бы предупреждает: если вам снится пустынный город и абсолютная тишина, у прохожих нет лиц, а у часов – стрелок, значит, пора задуматься о старости и о том, что по-настоящему ценное и настоящее вы расскажете внукам и вспомните сами.
![](https://resizer.mail.ru/p/10f3989e-7a29-5b22-947a-f37c7a87f707/AAACbyuZTqrF4utHbYKrS8f_6U7xWMw_3uXNMlW_X93qb24SRaHR71Qc-F5iej_zIJrrMtHHUuC5wNkrTq3hxmxQxJg.jpg)
О том, что вопросы важнее ответов, — «Седьмая печать»
Средневековый рыцарь Антониус Блок играет в шахматы со Смертью и заодно забрасывает ее экзистенциальными вопросами. В чем истина человеческого существования? В чем смысл земного пути? Как верить верующим, когда не веришь даже самому себе? В этой символической притче Бергман вместе со своим героем пытается вырваться за пределы внушаемой веры и постичь простую формулу бытия – которая, конечно, непостижима. На своем пути Блок встречает странствующих артистов, чем-то напоминающих Марию, Иосифа и маленького Иисуса, и предостерегает их о чуме, бушующей в деревнях. В этом спасении он видит искупление своих земных страданий. Вот только Смерть по-прежнему идет за ними следом.
![](https://resizer.mail.ru/p/cd3af80b-506f-5308-892f-355d4ab6992c/AAACsPuz57Y2S9BVR8g-OttOVmYBelG6gvO6clovQasnmt7A6L8PdZgC48xxcWJ3dJrwkD4hr75y1DgFAey3-0hibYw.jpg)
О том, как важно постигать еще не открытое в себе, — «Сквозь тусклое стекло»
Первая часть бергмановской «трилогии веры», которую составляют еще «Причастие» и «Молчание», продолжает копание режиссера в богоборческих вопросах. Карен верит в Бога, но никак не может постичь его до конца — точно так же, как и члены ее семьи не могут разобраться в себе. Младший брат Карен страдает от одиночества и приходит в еще большее отчаяние после инцеста с ней; отец, тоже добивающийся ее близости, так и не обретает веру; а муж страдает от собственного бессилия. Виной всему – тьма, которая грозит проникнуть в каждого человека, кто не может познать самого себя и своего ближнего.
![](https://resizer.mail.ru/p/5a47f354-3f41-51ac-b69a-2b33f047b9ec/AAACzPA8bejljpS-XGjr-FzWWIpBNl9phdC4G49AfeApzlAJfQ1G7ePxe-hmDhnkfPCVB3l0_zAzfv2-saObAX1MCHU.jpg)
О масках и ролях, которые мы играем в жизни, — «Персона»
Любимые актрисы Бергмана – Биби Андерсон и Лив Ульман – разыгрывают диалог (а точнее, монолог, ведь говорит только одна из них) актрисы, внезапно замолкшей прямо на сцене, и сиделки, которая отправилась с ней к морю, чтобы вывести ту из оцепенения. Бесконечные и сокровенные истории героини Лив Ульман – исповедь души, которая выходит на первый план перед маской – безмолвной актрисой. Они сливаются воедино в одном из самых знаменитых кадров в истории кино, когда из двух половинок складывается одно лицо, одна Персона, исполненная внутренних противоречий, конфликтов и мыслей.
О том, что каждая семья несчастлива, — «Сцены из супружеской жизни»
Двое актеров разыгрывают семейную жизнь на крупных планах в течение трех часов, практически не выходя за пределы искусных интерьеров, с нулевой музыкальной составляющей. Жизнь как она есть – перед вами семь лет из благополучного, казалось бы, брака, который постепенно разъедают изнутри злополучный быт, мелкие и крупные ссоры и даже драки. Расставание неминуемо и необходимо лишь для того, чтобы в очередной раз осознать свою любовь. С любимыми не расставайтесь.
![](https://resizer.mail.ru/p/699654a0-129e-5add-bb25-9c77ce9570e9/AAACi7vzr6eA8liBE8BeIB2-u1fK3PvUSswkDyuNQ8eIRqG00GE9aRIhpvXSJBwpIFXeFk8B1bOht2xvkm3DpBApbwQ.jpg)
Об отчуждении отцов и детей — «Осенняя соната»
А точнее – матерей и детей. Ингрид Бергман, никогда ранее не работавшая со своим великим однофамильцем, создает образ нелюбви, дремлющей внутри материнского сердца, рождающейся из боли, взаимных упреков, многолетних обид и нереализованных надежд. Как и всегда у Ингмара Бергмана, на женских героинь ложится огромный груз ответственности за самое хрупкое – душевную связь между ребенком и родителем, которую так легко порвать и почти невозможно возобновить.
О том, что спасение кроется в детских фантазиях, — «Фанни и Александр»
Многолюдная и многослойная семейная сага, в центре которой – юный Александр, автобиографическое воплощение самого Бергмана, который в этой своей поздней работе вновь возвращается в детство. Именно там, в этом потерянном рае, окутанном таинственным и мистическим, он видит истинное очарование жизни и филигранно воссоздает на экране давно минувшие годы начала XX века. Кипящие будни семейства Экдаль, живущего в мире страстей и противоречий, уравновешиваются одним персонажем – стариком Якоби, как бы наблюдающим за всем со стороны. На мгновение может показаться, будто он – тот самый профессор, вернувшийся на свою земляничную поляну, который благодушно и покорно готов исполнить свое последнее предназначение, уходя в небытие.
![](https://resizer.mail.ru/p/dfd2826f-4f5a-55f5-a50e-2b5f7844c90d/dpr:200/AAACW7uUgoAQcT7quskAy0Vadg7hN8y7ic6nSPzBEb3nnHFaSs8M1ly7SJ9RltNKVOkj0RtUzVchOwUPXLoHFoxcTCs.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/535a4b09-0c92-5421-b8fe-865c88d3c50a/dpr:200/AAACwl3eBh8QLOPl4CXy_W7nOLoPnlIAfhrr4AW2VU495n0rPe9w999ShXVtRLOOBrcBU5kGWQtYewgg5HFxam8N8ZE.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/10f3989e-7a29-5b22-947a-f37c7a87f707/dpr:200/AAAC0iE_9wQLHzBmn8V6ApSN-NBmccgzU_oJc1luKg0wruLzYga7sfrnCfjwm_JpqjRoqVwCb8seyxtToR7UJnER6vQ.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/cd3af80b-506f-5308-892f-355d4ab6992c/dpr:200/AAACTNNu-Qr63YObIKVgVZYtXTIP06J_eF2rDU051Y60AHwsCk4qFa1nnSXCNUaAMLULy3x6C9XF2SwEcenJydpJ3f4.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/5a47f354-3f41-51ac-b69a-2b33f047b9ec/dpr:200/AAACsRVnA7_XrfdNlJhm5z_lZI_PeYNoT9wrTMP3ofHkxU7eHlA6LGD5_sLB2eVNlMA0x2Nhdq8bCXERiKkRuTGHAmA.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/94ec486f-6e09-50ca-ad34-ccdfc3ad7b4e/dpr:200/AAAC9gKJHR1fP2cD9mtP2Qa5GwgEi530E1QRsqwA-GarS9XBiXTxyo8RFduvV_IXco1XBBNZSeSca_Z3Bk1ysl8-ehI.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/699654a0-129e-5add-bb25-9c77ce9570e9/dpr:200/AAACyRGA7oey0CHPlBnyIcZ7hllXPd9tIGAoc3ktqtwJuV3WHJ2OsR4yvHrxVNAmVOBpoaUe94BcRvz5xL9TAc5LjSA.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/f1e0e1dc-e8f2-53f9-b916-d65820bb6937/dpr:200/AAACTVmP5DgBTNlObT7JsLDhlej5JgXEARG-1zSUTvQfGzv3sli29XHcm41cML19t8NSwn1Z5UVMnEIZ3YGf7_Bg_M0.jpg)