4 июля исполняется 90 лет Джине Лоллобриджиде — одной из лучших итальянских актрис ХХ века, невероятная популярность которой в 1950–1960-х впечатляет даже по современным меркам. Хватает историй о том, как толпы поклонников, мечтавшие хотя бы краешком глаза увидеть звезду, обрушили крышу бара в Каннах или бросались под колеса ее машины в Венеции. Как актриса Лоллобриджида сделала себе имя комедиями и костюмными эпосами, а когда перестала получать в кино предложения, которые были бы ей интересными, ушла на своих условиях, затем сделав успешную карьеру в фотожурналистике. Вспоминаем главные роли секс-символа итальянского кино.
«Трапеция»
Партнерами Лоллобриджиды в мелодраме о цирковой жизни, которую снял режиссер знаменитого «Третьего человека» Кэрол Рид, были Берт Ланкастер и Тони Кертис.
Одна из самых популярных итальянских комедий начала 1950-х, хотя и была снята в соответствии со скупой эстетикой неореализма, беззастенчиво находила для своих персонажей утешение в любви и шутке, породив тем самым ярлык «розовый неореализм».
Библейский эпос, ставший последним фильмом в карьере голливудского классика Кинга Видора, хвастал редкой для кино 1950-х сценой оргии — выход Лоллобриджиды в роли королевы Шебы (которая более широко известна как царица Савская), впрочем, даже кажется сдержанным, а игру актрисы критики хвалили несмотря на то, что сам фильм не жаловали ни они, ни зрители.
Возможно, самый популярный фильм Лоллобриджиды для советского зрителя и первое в ее карьере полноценное костюмное кино, в каких впоследствии она снимется еще не раз. В 2003-м «Фанфана» переснимут с Пенелопой Крус в главной роли и куда менее выразительным эффектом.
Притом что, в отличие от других див послевоенного кино, Лоллобриджиде не повезло оказаться в фильме большого режиссера на пике формы, с некоторыми классиками она все же поработала, например с Джоном Хьюстоном. И хотя «Посрами дьявола», сценарий которого написал Трумен Капоте, провалился в прокате, недавняя реставрация доказала, что речь о гипнотическом, преступно недооцененном фильме.
Из множества экранизаций романа Гюго о любви звонаря-горбуна и цыганки самой канонической, пожалуй, до сих пор остается фильм Жана Деланнуа с Энтони Куинном и Джиной Лоллобриджидой.
«Ночные красавицы» Рене Клера лихо отыгрывали сюжет, который современному зрителю мог бы показаться абсурдным эротоманским парафразом какого-нибудь «Кошмара на улице Вязов»: ночными фантазиями о красотках вроде Лоллобриджиды герой Жерара Филиппа доводит себя до паранойи и патологической боязни заснуть.
Впервые в Голливуде Лоллобриджида сыграет только в конце 1950-х — спустя десять лет после предложения Говарда Хьюза переехать в Америку, чтобы играть в спродюсированных им фильмах. Тем не менее опыт сотрудничества с американскими режиссерами к тому времени у нее уже будет солидным, благодаря таким европейским картинам с приглашенными из Голливуда постановщиками, как «Большая игра» Роберта Сьодмака.
«Римлянка»
В Италии культ Лоллобриджиды был невероятным уже к середине 1950-х, благодаря комедиям вроде «Хлеба, любви и фантазий» и таким мелодрамам, как «Римлянка» — в ней актриса сыграла проститутку с золотым сердцем, которая становится объектом притязаний бойца Сопротивления.
Роль оперной певицы Лины Каваллери, для которой Лоллобриджида сама спела некоторые арии из «Тоски», принесла актрисе первый приз «Давид ди Донателло», так называемый итальянский «Оскар». Всего их в ее карьере будет три.
К началу 1960-х слава Лоллобриджиды уже была по-настоящему международной, и переговоры с голливудскими продюсерами, выбирая роли, она вела с позиции силы. Предпочтения актриса тогда отдавала романтическим комедиям, в которых ее героини были не только неотразимы, но и неизменно остры на язык — как, например, в фильме «Приходи в сентябре», принесшем ей «Золотой глобус».
«Закон»
По своей структуре фильм Жюля Дассена напоминает вестерн — с молчаливым героем-чужаком, спасающим жителей небольшого городка (и его главную красавицу) от тирании местного бандита. Того факта, что действие разворачивается в рыбацкой деревушке около Неаполя, современники не оценили, даже несмотря на участие Ива Монтана и Марчелло Мастроянни — как кажется спустя полвека с лишним, зря: это бодрое и выразительное кино, а также одна из лучших ролей Лоллобриджиды.