Популярность первого же фильма с участием Софи Марсо была такова, что за ней надолго закрепился образ юной авантюристки, нимфетки, на которую проецировали свою тоску по молодости и ее энергии герои-взрослые. Тем труднее поверить, что Марсо, этому вечному символу юности, уже 50.
Вик Береттон («Бум»)
Чтобы прославиться, Софи Марсо хватило уже первой роли в кино — очаровавшая зрителей всей Европы комедия «Бум» противопоставляла проштрафившемуся в очередной раз миру взрослых именно ее обаятельный подростковый бунт. Актриса сыграла жаждущую любви и свободы на фоне надломленного мира взрослых 13-летнюю школьницу Вик Береттон. В не менее популярной второй серии повзрослевшая на пару лет Вик будет расставаться с невинностью — а в ее переживаниях узнает себя не одно поколение подростков.
Девушка («За облаками»)
К последнему полнометражному фильму Микеланджело Антониони, не лишенному стариковской претенциозности коллекции виньеток-новелл, можно относиться по-разному. Бесспорно одно: Марсо в роли встреченной альтер эго режиссера (Джон Малкович) незнакомки — серийного убийцы — благородно выдерживает испытание как высокопарным слогом диалогов, так и эротическими фиксациями позднего Антониони.
Жанна («Не оглядывайся»)
Пожалуй, самая рискованная роль в карьере Марсо — сумасбродная, беззастенчиво сюрреалистская фантазия Марины де Ван, в которой героиня актрисы замечает, что постепенно превращается в Монику Беллуччи.
Корней («Полиция»)
Уже через три года после «Бума 2» Морис Пиала разглядел в образе Марсо порок, угрозу, манипуляторские задатки — и сделал ее роковой девушкой, переходящей от арестованного драгдилера к поймавшему того детективу (Жерар Депардье), в своей хмурой, пессимистичной драме «Полиция».
Анна Каренина («Анна Каренина»)
Экранизацию Толстого в исполнении британца Бернарда Роуза в свое время уничтожили критики и не то чтобы сильно полюбили зрители. Но глупо отрицать, что Марсо, хотя ей и не очень хватает психологического диапазона для одной из самых требовательных ролей в истории литературных адаптаций, старается как может.
Мари («Шальная любовь»)
Марсо прожила с поляком Анджеем Жулавски 15 лет — и, конечно, никто не снимал ее так, как он. В «Шальной любви» совсем юная актриса потерянной девчонкой играет современную Настасью Филипповну — обнажая, как никогда ни до, ни после, не только тело, но и нервы.
Элоиза («Дочь д'Артаньяна»)
Марсо работала и с серьезными режиссерами над непростыми ролями, но, как доказывает этот олдскульный приключенческий фильм, игривое, легкомысленное кино ее актерской пластике шло даже больше. Мало кому удавалось додумывать за Дюма так элегантно, как Бертрану Тавернье в «Дочери д'Артаньяна».
Королева Изабелла («Храброе сердце»)
В великом сепаратистском эпосе Мэла Гибсона роль у Марсо небольшая — но эмоционально (и уж точно костюмно) насыщенная. В сущности, ее королева Изабелла выступает романтическим контрапунктом брутальной и обреченной основной батальной линии.
Электра Кинг («И целого мира мало»)
Марсо отыграла один из самых кризисных фильмов бондианы в режиме почти гениальной абсурдистской пародии — в качестве полноценного злодея она выглядит скорее кокетливо, чем угрожающе. Но стоит признать, что на фоне Дениз Ричардс в роли ядерного физика ее выход получился даже респектабельным.
Бланш («Мои ночи прекраснее ваших дней»)
Авангардный как в своей склонности к необъяснимому абсурду, так и в запредельной сентиментальности фильм Жулавски без Марсо был бы, конечно, невозможен — и проникнуться пафосом режиссера, утверждающего, что даже в этом смехотворном, жалком мире бывает любовь, которая сильнее смерти и забытья, нетрудно. Если речь идет о такой девушке, на которой Жулавски был в тот момент женат, то, да, конечно, бывает.