Аркадий Райкин был легендой своего времени, за удивительный талант перевоплощения его называли королем смеха, русским Чарли Чаплином, великим мастером сатиры. Многие монологи сатирика со сцены перекочевали на телевизионные и киноэкраны. В честь 105-летия со дня рождения артиста вспоминаем самые заметные эпизоды в фильмографии великого комика.
«Мы с вами где-то встречались», 1954 год
«Мы с вами где-то встречались» — образцовая комедия 50-х годов, в которой обыграны типичные житейские ситуации. В этом фильме есть все, за что так любили комика: блестящий монолог, мягкая сатира на начальников и искрометный юмор. В центре сюжета лежит история известного актера Геннадия Максимова (Аркадий Райкин), который едет отдыхать в Крым, но по дороге случайно отстает от поезда. Без денег и документов ему приходится обустраиваться в незнакомом городе.
Один из самых запоминающихся эпизодов в этом фильме — монолог Райкина «Жизненная лестница», в котором он высмеивает зазнавшихся чиновников и всех, кого изменила высокая должность, кто позабыл слово «совесть».
«Вчера, сегодня и всегда», 1969 год
«Вчера, сегодня и всегда» — музыкальная кинокартина 1969 года режиссера Михаила Григорьева, состоящая из шести новелл. Но, как всегда, именно эпизод с участием Райкина стал визитной карточкой фильма.
Новелла под названием «Показ мод» посвящена тому, насколько сильно отличается взгляд на моду у людей, причастных к этой индустрии. Знаменитый комик исполнил в эпизоде сразу несколько ролей: художника Репкина, директора пуговичной фабрики Кругозорова, директора швейной фабрики Слоновникова, пожарного Набатова — и каждый из его персонажей кажется смешнее другого.
«Волшебная сила», 1970 год
Художественный музыкальный фильм «Волшебная сила» снял режиссер Наум Бирман. Семейный мюзикл состоит из трех новелл: «Мстители из 2-го “В”», «Здравствуй, Пушкин!», «Волшебная сила искусства». А последняя из них, в которой главную роль исполнил Райкин, стала самой популярной. Знаменитый артист сыграл в ней ученика, который помогает своей скромной пожилой учительнице приструнить хамов-соседей по коммуналке.
Самое интересное, что разница в возрасте между Райкиным и Ириной Гошевой, исполнившей в фильме роль его бывшей учительницы, составляла всего семь месяцев, однако это не стало помехой для талантливых артистов, а новелла сразу полюбилась советским зрителям.
«Люди и манекены», 1974 год
В 1974 году на советских экранах появилась четырехсерийная комедия «Люди и манекены», в которой Райкин выступал не только как главный герой, но как режиссер и один из сценаристов. Кинолента была построена как рассказ о рабочем дне таксиста, на протяжении которого зрители постепенно знакомятся с заурядными персонажами и их заурядными проблемами. Во многом советскую комедию можно сравнить с произведениями Чехова о маленьком человеке, однако вместо насмешки в фильме чувствуется умиление и доброе отношение к героям.
Советские зрители еще долго вспоминали сатирический эпизод о «незаменимом» начальстве из фильма «Люди и манекены».
В «Люди и манекены» вошли лучшие миниатюры из спектаклей Райкина и его коллег по Ленинградскому театру: «Холостяк», «Маски», «Смеяться, право, не грешно», «Многоберидзе», «Париж».
Еще один яркий образ, который воплотил в картине Райкин, — это хулиган и тунеядец Ошлепкин, над которым рабочий коллектив совершает товарищеский суд. Постепенно Ошлепкин берет инициативу в свои руки, и уже коллектив вынужден извиняться перед хулиганом за его же пьянство...