Пожалуй, никто не станет спорить: Наталья Андрейченко, несмотря на то что сыграла почти пять десятков ролей, прочнее всего у зрителей ассоциируется с безупречно элегантной няней из фильма Леонида Квинихидзе «Мэри Поппинс, до свидания». Этот образ, который лучше всего характеризует фраза самой героини: «Я вне конкуренции. Я Леди Совершенство» — стал ее визитной карточкой, как и изящный силуэт вкупе с изысканными манерами.
Тем интереснее напомнить, что свою первую большую роль в кино, принесшую ей известность в профессиональных и зрительских кругах, актриса сыграла за пять лет до этого, в 1978 году в «Сибириаде», мини-сериале Андрея Кончаловского. Сыгранная ею Настя Соломина — крепко сбитая, кровь с молоком сибирячка с толстой косой через плечо — имеет с Мэри Поппинс столько же общего, сколько может быть у английской гувернантки и крестьянки из дореволюционной Сибири. Этот поразительный контраст — самая, пожалуй, красноречивая характеристика, которую можно дать Наталье Андрейченко.
Впрочем, было бы несправедливо к ее несомненному актерскому таланту ограничиться этими двумя полюсами. Ведь в ее фильмографии есть и другие не менее яркие роли.
Например, роль Любы Антиповой в лирико-психологической драме Петра Тодоровского «Военно-полевой роман», которую нередко называют вершиной актерской карьеры Натальи Андрейченко. Неудивительно: так глубоко и тонко сыграть женщину сложной судьбы, прошедшей через ужасы войны, пережившей холод одиночества и наконец обретшей простое человеческое счастье, мало кому удавалось.
Стоит отметить, что таланту Андрейченко, чтобы проявиться, достаточно было и небольших ролей, и не самых масштабных картин («Уходя — уходи», «Коней на переправе не меняют», «Торговка и поэт»). Однако самым успешным периодом ее творческой деятельности стали 80-е годы, принесшие, помимо главных ролей в «Мэри Поппинс» и «Военно-полевом романе», такие работы, как Марица в одноименном музыкальном фильме Александра Белинского, Мария Сергеевна в мелодраме «Прости» Эрнеста Ясана, где Андрейченко работала с Виктором Мережко и Игорем Костолевским. И конечно, нельзя обойти вниманием ее Катерину Измайлову в «Леди Макбет Мценского уезда» по повести Николая Лескова.
Интересно, что Андрейченко пробовалась на главную роль в фильме «Зимняя вишня», но ее получила Елена Сафонова. Зато пробы на роль Евдокии Лопухиной в фильме своего будущего мужа Максимилиана Шелла прошла успешно и... в 1991 году вместе с ним эмигрировала в США.
Однако ни переезд поближе к Голливуду, ни влияние мужа в кинематографических кругах не принесли актрисе всемирной славы. За время эмиграции Андрейченко снялась у Сергея Бондарчука в «Тихом Доне» в роли Дарьи, в сериале «Доктор Куин: Женщина-врач» и ряде голливудских лент, таких как «Свечи в темноте» Шелла и «Маленькая Одесса», получившая в 1994 году на кинофестивале в Венеции «Серебряного льва». В 2005 году Наталья Андрейченко вернулась в Россию, где снялась в нескольких проходных фильмах, чтобы потом... снова уехать, открыть центр духовного развития в Мексике.
Похоже все-таки, что непостижимая и непостоянная Мэри Поппинс, Леди Совершенство, — больше, чем просто один из кинообразов Натальи Андрейченко. Она — удивительная и умеющая удивлять, непредсказуемая и необъяснимая.
Как она однажды пошутила в ответ на вопрос, часто ли бывает в Москве:
Как только ветер переменился — вот я и в Москве!