К столетию Грегори Пека: 50 архивных снимков легенды Голливуда

5 апреля исполняется 100 лет со дня рождения одного из величайших актеров в истории — Грегори Пека. В честь юбилея вспоминаем его лучшие роли.
Грегори Пек
Грегори Пек и Одри Хепберн в фильме «Римские каникулы», 1953 год
Грегори Пек в фильме «Вертикальный взлет», 1949 год
Грегори Пек в фильме «Моби Дик», 1956 год
Грегори Пек в фильме «Завороженный», 1945 год
Грегори Пек в фильме «Джентльменское соглашение», 1947 год
Грегори Пек в фильме «Убить пересмешника», 1962 год
Грегори Пек в фильме «Пушки острова Наварон», 1961 год
Грегори Пек в фильме «Мыс страха», 1962 год
50

5 апреля исполнилось бы 100 лет Грегори Пеку — актеру, в почти полувековой карьере которого были и романтические герои, и эффектные злодеи (даже доктор Менгеле). Впрочем, Пек был прежде всего олицетворением послевоенного идеала современного человека — интеллигентного, праведного, благородного, но в то же время яростного в своем неприятии любой несправедливости.

В 1960-х мир снова пошатнулся, но Пек, хоть и стал реже сниматься, не растерял уважения зрителей. Мало кому удавалось добиваться в кадре столь многого сдержанными средствами — одна его манера держаться говорила о персонаже больше, чем десяток жестов и реплик у иных исполнителей. Лучшие роли актера — в нашей галерее.

Творческий путь артиста: от романтического героя до отца Антихриста

Пек обычно появлялся в драматических ролях, которые в основном приходились на вестерны, военное или социальное кино. Тем более силен был комический и сентиментальный эффект «Римских каникул»: Пек не похож на стандартного романтического героя, чем и очаровывает сбежавшую из дворца Одри Хепберн.

Роль военного летчика в фильме Генри Кинга «Вертикальный взлет» принесла Пеку номинацию на «Оскар», а также показала, насколько разнообразным он может быть, оставаясь в рамках привычного героического образа. Его бригадный генерал, уставший от войны и смерти, — это 50 оттенков благородства, от верности долгу до сочувствия павшим.

Еще одна яркая работа актера — главная роль в приключенческом эпосе Джона Хьюстона «Моби Дик», который позволил себе немало отступлений от романа Мелвилла и существенно сократил его проблематику. В то же время фильм остается лучшей экранизацией «Моби Дика» — благодаря зрелищности и Пеку, сделавшему безумие капитана Ахаба сдержанным, скорее потаенным, чем яростным.

Грегори Пек, 1956 год
Грегори Пек, 1956 годИсточник: Rex / Fotodom.ru
Человек, о котором практически не ходят слухи.
Альфред Хичкок о Грегори Пеке

В картине «Завороженный» Альфреда Хичкока, который как никто умел выжимать из своих звезд качества, о существовании которых вряд ли подозревали даже они сами, бравый, образцово обаятельный Пек превращается в самозванца, беспамятного и мучимого чувством вины — но, конечно же, как часто бывает с растерянными хичкоковскими героями, невинного.

Фильм Элиа Казана «Джентльменское соглашение» позволил Пеку сыграть одного из самых запоминающихся своих праведников — журналиста, который работает над репортажем об американском антисемитизме. Сцена в отеле, в которой возмущенный обыденностью дискриминации герой позволяет гневу выплеснуться, — классика на все времена.

Самая каноническая из ролей Пека — безусловно Аттикус Финч из «Убить пересмешника», принесшая ему к тому же его единственный «Оскар». Белый адвокат из консервативного южного городка, защищающий чернокожего, в его исполнении стал символом порядочности и веры в то, что равноправие возможно и достижимо. Назидательному по своей природе Пеку здесь часто достаточно поворота головы, одного движения бровями, чтобы мгновенно поставить на место и пристыдить всех бытовых расистов и ксенофобов.

Грегори Пек в фильме «Моби Дик»
Грегори Пек в фильме «Моби Дик»Источник: Rex / Fotodom.ru
Он выглядит на фото как Абрахам Линкольн. А если у актера есть харизма, это всегда заметно на пробах.
Дэвид Селзник о Грегори Пеке

Пек так органично играл бравых офицеров, несмотря на ужасы войны оставшихся идеалистами, что порой не меньшее удовольствие доставлял зрителям, позволяя себе определенную иронию. В приключенческом блокбастере «Пушки острова Наварон» он намеренно играет непогрешимого британского капитана плакатным, образцовым мачо, подлинным супергероем — в ту эпоху, когда этот статус еще не означал привязки к комиксам.

Невозможно не упомянуть работу Грегори Пека в триллере «Мыс страха» 1962 года. И если в ремейке этого психотриллера о напавшем на семью юриста уголовнике куда более величественным предстает зло, то в оригинале у него, конечно, нет шансов — рядом с Пеком-то. Этот факт подтвердил впоследствии сыгравший маньяка Роберт Митчум, рассказавший, что, когда Пек случайно ударил его на съемках по-настоящему, лицо болело еще несколько дней.

Грегори Пек, 1974 год
Грегори Пек, 1974 годИсточник: Rex / Fotodom.ru
Он был настоящим джентльменом. Он всегда был неизменно вежлив и мил со всеми.
Тони Кертис о Грегори Пеке

Конечно, из множества вестернов, в которых сыграл Грегори Пек, отечественному зрителю лучше всего знакомо «Золото Маккенны», но «Большая страна» Уильяма Уайлера, пожалуй, еще более величественна. Это практически «Война и мир» на ранчо — эпос, в котором с чрезмерными чувствами соседствует чрезмерное насилие, а рядом с Пеком играют Чарлтон Хестон, Джин Симмонс и Берл Айвз.

В 1970-х Новому Голливуду больше нужны были заправские антигерои — и Пек, весь внешний вид которого свидетельствовал о порядочности, стал сниматься куда реже. Но совсем в стороне от перемен в индустрии не остался — его выход в «Омене» в роли невольного отца Антихриста полон как подлинного ужаса перед злом, так и очень семидесятнической самоиронии.