25 августа Шон Коннери отмечает 85-летие. В историю мирового кинематографа он вошел со знаменитой фразой: «Меня зовут Бонд, Джеймс Бонд». И хотя позже актер сыграл в более чем 70 фильмах и спектаклях, его имя навеки связано с бондианой.
Высшей целью для будущего исполнителя роли Джеймса Бонда всегда были деньги и благополучие. Томас Шон Коннери родился в семье водителя грузовика и уборщицы, он с детства старался помогать родителям, самостоятельно зарабатывая себе на жизнь. До начала занятий в школе Шон развозил молоко по многоквартирным домам, продавал газеты и помогал местному мяснику, а в 14 лет и вовсе забросил учебу, которая только мешала работать.
Отец Шона не обладал особыми талантами, поэтому всегда довольствовался тяжелой и невысокооплачиваемой работой, но будущую звезду такие перспективы не устраивали. В 17 лет юноша решил стать матросом британского военно-морского флота и покинул родительский дом.
Военная карьера быстро закончилась — молодой человек был признан негодным к службе по причине болезни. И все началось по новой: юноша непрерывно менял работу. Он был и уличным рабочим, и строителем дорог, развозил уголь, мешал цемент и даже мастерил гробы, а в свободное от работы время занимался бодибилдингом.
Весной 1953 года широкоплечий красавец работал наборщиком в типографии и случайно прочел анонс конкурса «Мистер Вселенная», который проходил в Лондоне. Шотландец отправился на многообещающее мероприятие за победой, но занял лишь третье место, которого оказалось достаточно, чтобы Шона пригласили на кастинг в кордебалет. Актер вспоминал:
Мне дали партнершу и попросили ее поднять. Я поднял ее вверх на вытянутых руках, как соломенную куклу. Они засмеялись и велели ее подбросить. Я подбросил. И даже поймал. Наверное, я подбросил слишком высоко — они все ахнули. Но меня взяли.
С этих пор работа на улице для Шона закончилась, он начал выступать в театре, играл на телевидении, участвовал в различных кинопроектах. Но как бы юноша ни старался, до 31 года никто не верил в талант актера и не видел в нем будущую кинозвезду.
Все изменилось, когда кандидатуру Шона включили в список претендентов на исполнение главной роли в фильме о суперагенте по романам британского писателя Яна Флеминга.
Шон был далеко не фаворитом среди претендентов на исполнение главной роли в бондиане. Продюсеров смущал сильный акцент шотландца, к тому же актер не отличался изысканными манерами. Но решающим доводом стало мнение зрителей: в одной из газет кинематографисты разместили фотографии десяти претендентов на роль агента 007. К удивлению всей съемочной команды, большинство читателей проголосовало за малоизвестного актера, так как, по их мнению, он больше всех походил на образ героя, созданного Флемингом в своих произведениях. Еще одним плюсом в пользу актера стало его согласие сниматься за весьма скромный гонорар. Так появился на свет один из самых известных героев в истории кинематографа.
В 1962 году после выхода в свет первой части бондианы, картины «Доктор Ноу», журнал «Синемонд» не без юмора представил миру знаменитое описание героя Шона: «Рост 1 м 89 см, вес — 78 кг, цвет лица — загорелый, лоб — большой, волосы — черные, глаза — темные, брови — длинные, ноздри — чувственные, рот — большой, губы — жесткие. Особые приметы: изысканно элегантен, курит дорогие сигареты, неутомимый искатель приключений и интриг с женщинами, вооружен автоматическим пистолетом Beretta калибра 7,65 мм, который разбирается и укладывается в бумажнике, под правой рукой — всегда стилет, носки ботинок укреплены стальными набойками для драк, изумительный стрелок, без промаха попадает в противника, бросая нож с большого расстояния…»
Образ элегантного спецагента стал визитной карточкой шотландского актера, а очень скоро экранный герой шагнул далеко за рамки кинематографа — в 1960-х годах его имя начали безжалостно эксплуатировать в рекламных целях. На рынке появились рубашки «Джеймс Бонд», пистолеты «Джеймс Бонд», чемоданы «Джеймс Бонд», водка «007» и даже игрушечные наборы «Всё для убийства».
Постепенно сам актер стал уставать от роли, принесшей ему мировую известность, и начал публично отзываться о Бонде нелестным образом.
Мне очень не нравится мой герой, лишенный элементарной человечности. Все в нем рассчитано, он безжалостен, вокруг себя создает атмосферу, полную ненависти к человечеству. Он занимается расследованием преступлений только потому, что это дает ему возможность постоянно нажимать на курок своего пистолета. Зачастую, играя Бонда, я испытывал дурноту от необходимости все время душить, резать, колоть, бить, терзать. А ведь я в жизни не прицелился даже в кролика.
Как бы Шон ни хотел избавиться от привязавшегося к нему образа, в глазах миллионов зрителей он обладал характером Бонда и его качествами. На XXV Международном фестивале в Каннах, куда актер приехал как исполнитель сложной драматической роли в военной драме «Холм», его буквально атаковали журналисты и поклонники как создателя агента 007. Шон не мог с этим мириться, он понимал, что Бонд убивает в нем актера. После непростых переговоров с продюсерами шотландцу удалось настоять на том, что он не будет сниматься в шестой серии популярной франшизы. Шону предлагали большие гонорары, но актер сумел устоять и выбрался из замкнутого круга секретных миссий.
О своем отказе от амплуа вечного спецагента Шон никогда не жалел. Это решение подарило ему возможность воплощать на экране разнохарактерных героев. А второстепенная роль полицейского Джима Мэлоуна в криминальной драме «Неприкасаемые» в 1987 году принесла актеру заветный «Оскар» и мировое признание.
Фанаты Шона справедливо отмечают, что с каждым годом он становится всё более интересным актёром и обаятельным мужчиной. Это подтверждают и престижные мировые издания. Когда экс-Бонду было 59 лет, журнал People впервые назвал его самым сексуальным мужчиной среди живущих, через 10 лет редакция наградила его званием «Самый сексуальный мужчина столетия», а в 2004 году, по результатам опроса журнала Empire, Коннери вошел в список 100 самых сексуальных кинозвезд в истории кино. В 2000 году Шон удостоился почетного рыцарского звания — самой большой награды Великобритании.