В прокат вышел фильм, который вызвал немало споров и критики еще до того, как его начали снимать, — новая экранизация повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие...». В версии режиссера Рената Давлетьярова одну из главных ролей — сержанта Кирьянову исполнила актриса Екатерина Вилкова. Как и зачем она согласилась на участие в кинопроекте, актриса поделилась в интервью.
Катя, изначально было понятно, что фильм многие будут ругать, критиковать, причем достанется и вам лично. У вас не было сомнений, стоит ли сниматься в этой картине?
— После того как я снялась в продолжении «Трех мушкетеров», которое не обругал только ленивый, после массы нелицеприятных отзывов в духе «Вилковой до Тереховой — как до луны пешком» мне уже ничего не страшно. (Смеется.) Я и тогда на весь этот негатив не обращала особого внимания, а сейчас уж точно не буду. Сниматься в новой версии картины я согласилась, даже не читая сценария, так как изначально доверяла Ренату.
А зачем вообще переснимать фильмы, которые уже стали классикой?
— Времена меняются, и восприятие людей тоже меняется. Сегодня молодежи сложно смотреть старые картины, потому что там чуть-чуть другой ритм, чуть-чуть другие лица. Неизвестно, кому они поверят больше — нам, сегодняшним актрисам, или тем героиням, которые были в тех, советских картинах. Поскольку меняется восприятие кино, мне кажется, должен меняться и язык. Мы же стараемся говорить с ребенком на языке, который ему понятен. И это не значит, что язык стал проще, хуже, он просто стал немного другим. И, наверное, сейчас есть возможность показать какие-то чувства, какие-то эмоции несколько иначе, не так, как это делали раньше. Некий момент свободы появился сегодня.
Вы как-то сказали, что, сними сейчас абсолютно такое же кино, как, например, «Служебный роман» или «Любовь и голуби», имея в виду качество, форму, ритм, — его не будут смотреть. Но по телевизору-то эти картины зритель пересматривает десятки раз с большим удовольствием!
— Правильно, он пересматривает их, потому что они ему уже хорошо знакомы, потому что для него это уже что-то родное. Но надо честно признаться: притом что технологии шагнули вперед и изобразительный ряд изменился, отечественное современное кино в массе своей стало менее качественным, чем в советское время. Уходит профессионализм. Это и меня касается в том числе. Я прекрасно отдаю себе отчет в том, что я не великая актриса, что фильмы с моим участием, может быть, забудутся через пару десятков лет, как и сотни, тысячи других современных лент.
Время, в котором мы живем, очень ускорилось. Сегодня чуть меньше времени уделяется съемкам, меньше внимания и сил тратится на подготовку. Стало чуть больше халтуры, чем в советское время. И это касается не только кино. Халтуры много во всем. Взять хоть строительство жилья, например…
Относительно кино есть и другая точка зрения — что отечественные фильмы в последние годы стали на порядок качественнее и зрителей на них идет все больше…
— Да, что-то получается, но качественного кино пока не так много. Я не уверена, что можно говорить о качественно новом скачке российского кино в глобальном плане. Мы пытаемся повторить те вещи, которые на Западе давным-давно освоили и поставили на конвейер. Посмотрите первую часть фильма «Чужой». Он был снят, когда я еще даже не родилась! В 1979 году! Но и сегодня это кино смотришь и понимаешь, что мы до сих пор не научились так снимать.
Давайте вернемся к «Зорям»: какой новый опыт вы приобрели за время съемок?
— Например, я наконец увидела, как растет черника. (Смеется.) Объелась ею до отвала! А еще вспомнила, что грибы не в магазине и не на рынке растут, а в лесу. Мы всей группой периодически выбирались на «тихую охоту». Ну и, конечно, наелась я там красной икры на годы вперед. Доходило до того, что я готова была есть что угодно — только не икру. (Смеется.) Но самый главный опыт, который я приобрела на этих съемках, — знакомство с множеством прекрасных, талантливых людей.
Ну и напоследок у меня к вам очень личный вопрос: в интернете пишут, что вы разводитесь с мужем и делите детей. Это правда?
— (Охает.) Да?! А я даже не слышала... Класс! Надо не забыть мужу рассказать. (Смеется.) А вообще, если о тебе сплетничают, говорят — это прекрасно. Мне один педагог как-то сказал: «Катя, если в какой-то момент все вокруг начнут тебя любить и обожать — насторожись. Это значит, что что-то идет не так. А пока тебя кто-то не любит, говорит про тебя гадости, распространяет нелепые слухи или еще как-то пытается задеть или обидеть — значит, не все потеряно. Значит, ты еще кому-то интересна и, может быть, вызываешь у кого-то зависть». Я приняла этот совет… С ним и живу. (Смеется.)