Мороз, Зудина и театральная Москва на вручении «Золотой маски»

На церемонии вручения главной премии присутствовала вся театральная Москва
Ингеборга Дапкунайте
Мария Трегубова
Владимир Мединский и Дарья Мороз
Екатерина Крысанова
Владислав Лантратов
Александр Молочников и Александра Урсуляк
Мария Лагацкая-Зимина
Евгений Зайцев
Владимир Панков
60

Менее чем за три часа в Московском академическом музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко вручили 52 «Золотых маски». Церемония прошла очень динамично, в атмосфере редкого зрительского воодушевления.

На церемонию пришла практически вся театральная Москва. Прежде всего ведущие вечера Александра Урсуляк и Александр Молочников пригласили на сцену генерального директора «Золотой маски» Марию Ревякину. Она призвала собравшихся «обойтись без судебных разбирательств, без табу и без погромов». На эту фразу зал откликнулся аплодисментами.

«Легкий жанр»

Первыми назвали лауреатов, выдвинутых на премию в так называемом «легком жанре», который в основных номинациях значится как «оперетта / мюзикл».

Победителем здесь вышел спектакль «Чаплин» Театра музкомедии Санкт-Петербурга. За эту постановку отмечены исполнители женской и мужской ролей Мария Лагацкая-Зимина и Евгений Зайцев. Последний, обращаясь к залу, сказал, что прежде всего благодарен за «Маску» своему вдохновителю — Чарльзу Спенсору Чаплину.

Лучшей работой режиссера в оперетте / мюзикле признана «Машина» Владимира Панкова («Гоголь-центр»). В номинации «Лучшая работа дирижера в оперетте / мюзикле» премия не присуждалась.

Опера и балет

Точным попаданием, судя по реакции зрительного зала, стало награждение лучшего балетного спектакля — «Укрощение строптивой» Большого театра (ГАБТ). В номинации «Лучший спектакль в современном танце» победил «Экспонат / Пробуждение» Александринского театра Санкт-Петербурга.

За лучшую женскую роль в балете и современном танце отмечена Екатерина Крысанова, сыгравшая в «Укрощении строптивой» ГАБТа. За этот же спектакль премию получил Владислав Лантратов.

Павел Клиничев удостоился награды за лучшую работу дирижера в балете и современном танце («Цветоделика», Театр оперы и балета Екатеринбурга). Эта же постановка принесла победу балетмейстеру Вячеславу Самодурову.

Затем раздавали «Маски» в разделе «Опера». Эта миссия была поручена худруку «Геликон-оперы» Дмитрию Бертману. «Опера становится главным ньюсмейкером, — сказал он. — В ней происходят революции, и, как выясняется, на сегодняшний день это совсем нескучный жанр».

Абсолютной победительницей среди оперных спектаклей стала «Королева индейцев» из пермского Театра оперы и балета им. Чайковского. Она принесла победу дирижеру Теодору Курентзису, режиссеру Питеру Селларсу. Лучшей женской ролью в опере сочли работу Надежды Кучер в той же «Королеве индейцев».

За лучшую мужскую роль в опере отметили Дмитрия Белосельского («Дон Карлос», Большой театр).

Ксения Орлова
Ксения ОрловаИсточник: Алексей Молчановский

Драма

«Вишневый сад» Малого драматического театра — Театра Европы (Санкт-Петербург) стал лучшим российским драматическим спектаклем большой формы. Лучшим режиссером в драме стал Юрий Бутусов, поставивший «Три сестры» в Театре имени Ленсовета (Санкт-Петербург). Как лучшая исполнительница женской роли в драме награждена Ксения Орлова («Возмездие 12», московский Центр драматургии и режиссуры). В мужской номинации победил Игорь Миркурбанов, сыгравший в спектакле «Карамазовы» МХТ им. А.П. Чехова. Это стало для него полной неожиданностью. «Так долго уговаривал себя не расстраиваться, что не подготовился к восторгу», — признался актер.

Что касается лучшего драматического спектакля малой формы, то здесь призером стала постановка «Жизнь за царя» в «Театро ди Капуа» (Санкт-Петербург). В конкурсе «Эксперимент» победил спектакль «Петр и Феврония Муромские» московского театра «Практика». Принимая награду, авторы постановки заметили, что премия нашла героя, поскольку «представить текст XVI века в сегодняшней эстетике — уже смелый эксперимент».

Мольер и «Тангейзер»

Лучшим зарубежным спектаклем, показанным в России, признан «Тартюф» берлинского театра «Шаубюне» в постановке Михаэля Тальхаймера. Режиссер напомнил, что десять лет назад получил свою первую «Маску». За новую награду он поблагодарил «господина Мольера — замечательного драматурга, который всю жизнь боролся с цензурой в театре». По словам Тальхаймера, «спустя 200 лет он и сегодня напоминает нам о необходимости свободы в театре».

Министр культуры РФ Владимир Мединский и актриса Дарья Мороз вручали премию в номинации «За поддержку театрального искусства России». Когда Мединский появился на сцене, из зала громко выкрикнули: «Верните "Тангейзер"». Зал поддержал эту фразу долгими аплодисментами.

«Всегда надеялся, что выход министра культуры вызовет в зале овацию», — парировал Мединский и продолжил объявлять номинантов.

Почетные призы

По традиции под занавес церемонии вручили призы в самой почетной номинации «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства».

В частности, их удостоены балерина, народная артистка СССР Майя Плисецкая, актер театра и кино, народный артист СССР Армен Джигарханян, художественный руководитель Московского театра имени Моссовета, народный артист РФ Павел Хомский и другие. Из зарубежных мастеров такую же награду получил выдающийся немецкий режиссер Петер Штайн.

«В Москве я чувствую себя как дома, — сказал немец. — Я учился у русских мастеров, и великие мгновения своей творческой биографии я пережил в российской столице. Премия делает меня благодарным и гордым за то, что я в какой-то степени смог вернуть то, что дала мне русская культура».