14 марта 2015 года Аркадий Михайлович Арканов был госпитализирован в одну из московских больниц в тяжелом состоянии, а утром 22 марта стало известно о его смерти. Прощание с писателем-сатириком состоится в Центральном доме литераторов в Москве, дата пока не определена. Похоронен он будет на Введенском кладбище в Лефортове.
Аркадий Арканов (настоящая фамилия — Штейнбок) — народный артист РСФСР, кавалер ордена Почета, дважды лауреат премии «Золотой теленок», лауреат премии журнала «Крокодил» (1993), премии «Алеко» (Болгарский союз писателей). Родился 7 июня 1933 года в Киеве. В 1957 году Аркадий Арканов окончил Первый московский медицинский институт имени И.М. Сеченова, после чего работал участковым терапевтом и детским врачом, но затем оставил медицину и занялся литературной деятельностью. С 1963 по 1967 год работал в журнале «Юность», в 1968 году вступил в Союз писателей СССР.
Он был автором и одним из создателей «Клуба 12 стульев» («Литературная газета»). Являлся постоянным участником юмористических телепередач, таких как «Артлото», «Вокруг смеха», «Голубой огонек», «Белый попугай». Вел передачи «Вокруг смеха. Нон-стоп». Был председателем жюри проводящегося с 2004-го ежегодного открытого фестиваля юмора и эстрады «Москва-транзит-Москва».
Аркадий Арканов — мастер короткого рассказа и автор многих крылатых выражений. Так, именно благодаря Арканову в русский язык вошло устойчивое выражение «рояль в кустах» в значении «спланированный заранее экспромт». Вспоминаем другие запомнившиеся слова сатирика.
Юмор — это нечто иное, способ восприятия жизни. Еще один дополнительный орган чувств человека, степень его интеллекта. А раз это человеческое качество, и эксплуатировать его, и делать из него профессию — дело неблагодарное. Надо расходовать очень бережно, аккуратно. Смех в какой-то степени — процедура лечебная. Это некий выход отрицательной энергии. Даже самый злой человек, если его заставить улыбнуться, подобреет.
Чувство юмора — это степень интеллекта человека, это мудрость. Если оно есть в человеке, то его можно развить и воспитать. Если чувства юмора в принципе нет, то его не разовьешь. Профессиональное занятие так называемым юмором — это глупость.
Когда ради красного словца не жалеют ни мать родную, ни отца — это цинизм. Никакого табу для меня нет, есть понятие такта и бестактности.
Мне кажется, что по-настоящему я живу только в тот момент, когда отправляюсь в путешествие. Даже в такую даль, как Австралия, лечу с удовольствием, потому что в путешествиях время замедляется. Для тех, кто остается, оно неумолимо продолжает идти, а для меня, пока я перемещаюсь в пространстве, оно как бы перестает течь. Я за это время не изменился, а они постарели. В сущности, мои путешествия — это попытка остановить время.
Не можешь не писать — не пиши.
Отдыхаем мы хорошо, только устаем очень.
Это самое страшное — молчаливые взгляды тех, кто сочувствует вам, вынужденно оторвавшись от своих собственных забот.
Талант имеет право на издержки.
Юмор — это витамин, а не основное питание.
Жизнь дается человеку один раз, а не удается — сплошь и рядом.
Я ушел из медицины, когда понял, что Чехова из меня не выйдет.
У сатириков есть только один способ переплюнуть телевидение, радио и газеты — бить ниже пояса.
Если у человека нет самоиронии, он превращается в памятник себе уже при жизни. Любой сатирик высокого уровня — независимо от того кто он: артист или писатель — должен знать, что в любой стране при любом правительстве он должен быть не очень приятен руководящим лицам этого государства. Это закон, иначе это не сатира.