«Беларусьфильм» снимает в Минске «Сладкое прощание Веры»

Красивая стареющая женщина Вера — бывшая стюардесса, всю жизнь прождавшая свою единственную любовь
Источник: Minsknews.by
 

Это второй полнометражный игровой фильм молодого белорусского режиссера Александры Бутор. Ее дебютная работа — одна из самых ожидаемых за последние несколько лет премьер национальной киностудии «Беларусьфильм» — «Белые росы. Возвращение». Фильм готов. Ждем, когда выйдет в прокат. Массовому кинозрителю имя Александры Бутор пока мало о чем говорит, однако в профессиональных кругах ее знают как режиссера клипов и успешных телепроектов (победитель конкурса «Телевершина 2008» как режиссер мюзикла «Павлинка new»).

Поздний вечер. Улица Жасминовая. Один из самых престижных жилых районов Минска — Большая Слепянка. Киношников видно издалека — микроавтобусы с надписью «Беларусьфільм» выстроились во дворе элитного дома. Группа готовится к съемкам в квартире главной героини Веры. Одинокую красавицу постбальзаковского возраста, в прошлом стюардессу, играет известная литовская актриса Неле Савиченко-Климене. Капитана авиалайнера, который так и не решился ради нее уйти из семьи, — народный артист Литовской ССР Юозас Будрайтис.

Возле подъезда, где снимают квартиру Веры, многолюдно. Подхожу с расспросами к тем, кто знает закадровую сторону фильма. Рассказывают, что искали нежную, женскую квартиру в плане атмосферы, интерьера. И нашли. Так просторно, что ощущение — находишься в доме. Верю на слово. Всех предупреждают, что на площадке остаются только режиссер, оператор и актеры. Сегодня снимают сцены, которые не предполагают лишних глаз.

— Как же нужно солнце! Караулим его, караулим… Видите, пришлось искусственное солнце поставить, — показывает режиссер на осветительный прибор.

Киношники шутят, что солнце — полноправный герой этого фильма. Но это уже другой съемочный день. Парк Победы. Короткий перерыв. Есть время на пару вопросов.

— Пишут, что прототип главной героини — ваша бабушка…

— Перестаньте писать о бабушке (смеется)! Общего между ней и героиней фильма Верой — один-единственный факт. Моя бабушка была одиноким человеком. Задолго до смерти она позаботилась об участке, где ее похоронить, и о памятнике. Это не было связано с желанием поскорее уйти в мир иной. Просто хотела, чтобы все в этом вопросе было надежно. Героиня фильма тоже поступает так. Но эта история не про бабушку, конечно. Она о «всехних» чувствах, переживаниях и эмоциях. О невероятно красивой любви двух людей.

— Вы про героев Неле Савиченко-Климене и Павла Харланчука (играет агента бюро ритуальных услуг, с которым Вера знакомится, когда решает сама «на будущее» организовать собственные похороны. — Прим. авт.)?

— Да. У них души нараспашку, поэтому в этом мире им неудобно. А вместе хорошо. Они одинаково по-хорошему сумасшедшие.

— Участие в фильме народного артиста Литовской ССР Юозаса Будрайтиса было аргументом для Неле Савиченко-Климене согласиться на роль Веры?

— После фильма «Белые росы. Возвращение» мы с Юозасом очень подружились. (Будрайтис сыграл роль Андрея Ходаса. — Прим. авт.). Он мне такую рекламу сделал в Литве, что там, по-моему, уже все знают, что есть такой режиссер Саша (с самоиронией). Я рассказывала о сценарии «Сладкого прощания Веры». Но были проблемы с финансированием. Наконец все разрешилось. А я никак не могла найти главную героиню. Мы разговаривали. И я, чтобы долго не описывать, какая актриса нужна для этой роли, привела пример — как Мерил Стрип. Ее героиня фильма «Мосты округа Мэдисон» по возрасту, по пронзительности актерской игры — это моя Вера. Через секунду Юозас назвал имя Неле. И сказал: «Вы должны с ней поговорить, и все поймете».

Бутор
БуторИсточник: Minsknews.by
 

Но перерыв окончен. Начинается репетиция одной из самых вкусных сцен фильма.

— Мороженое на площадку! — командует режиссер.

Помощники катят холодильник-тележку с пломбиром.

— Солнце уходит! — торопит оператор Андрей Воскресенский.

Киношники наполняют вафельные рожки разноцветными шариками. Шесть стаканчиков в одни руки.

— Может, четырех хватит? Шесть не удержу, — сомневается Павел Харланчук.

— Удержишь! — подбадривает режиссер.

Вспоминается сказка Шварца: «Вбегает принц, веселый и радостный… Несет поднос, на котором сорок сортов мороженого…»

— Это не просто мороженое. Вера переживает сложный период, ее ничто не радует. И вот она знакомится с человеком, который хочет вернуть ей вкус к жизни, — отвечает режиссер на мой наивный вопрос: «Зачем так много мороженого?»

Внимание к деталям, осмысленность и проработка каждого кадра. Все это было и в дебютном фильме Александры Бутор (пресс-показ фильма состоялся в апреле). Всего этого не хватает современному кино, которое чаще поток, чем эксклюзив.

— Говорить про роль, когда фильм еще не сделан, плохая примета. Наобещаешь всего… Сценарий очень человечный. Есть что играть, есть от чего радоваться и плакать, — осторожна в долгосрочных прогнозах Неле Савиченко-Климене.

Сцены с мороженым сняты. Сбилась со счета, сколько порций пришлось попробовать актерам. Съемочная группа приходит на помощь — каждому по вафельному стаканчику с фисташковым, черничным, шоколадным… Что ж, ждем вкусное кино.