Дебют Джона Малковича в большом кино в 1984 году принес ему первую номинацию на «Оскара» за лучшую мужскую роль второго плана. Фильм повествует о нелегкой судьбе овдовевшей техасской фермерши: Великая депрессия, безденежье, ураганы и кредиторы — все это пытается сломить Эдну, отчаянно борющуюся за выживание своих детей. А тут еще приходится приютить в доме шурина (Малкович), потерявшего на войне зрение...
Военная драма Стивена Спилберга, рассказывающая о конфликте 1937 года между Японией и Китаем с неожиданного ракурса: через судьбу иностранцев, проживающих в Шанхае. Британский подросток Джейми Грохем (Кристиан Бэйл) и американец Бэйси (Малкович) сражаются за жизнь в концентрационном лагере. Между ними возникает дружба, но расчетливый Бэйси использует мальчика: американец планирует бежать из лагеря и посылает Джейми на болота, через которые он планирует побег, якобы ловить фазанов. А на самом деле — проверить, не заминированы ли они. Роль предателя-Малковича не слишком понравилась критикам и зрителям, что, в принципе, можно рассматривать как комплимент его убедительной актерской игре. А вот вся слава и многочисленные награды ушли к юному герою — тогда еще 12-летнему Бэйлу.
Вторая из семи экранизаций знаменитого романа французского генерала и писателя Шодерло де Лакло показала Малковича в непривычном амплуа героя-любовника. Коварный виконт де Вальмон соблазняет юную невесту своего врага Сесиль Воланж (Ума Турман), попутно влюбляясь в героиню Мишель Пфайффер — мадам де Турвель, ответившей ему взаимностью. В итоге Вальмон погибает от рук безусого юнца Дансени (Киану Ривз), а Малкович продолжает свой роман с Пфайффер в реальной жизни. Интересно, что одновременно с «Опасными связями» Стивена Фрирза снималась и другая экранизация романа, вышедшая в прокат под названием «Вальмон». Режиссер картины Милош Форман тоже приглашал Пфайффер на роль мадам де Трувель, но та отказалась. И сделала правильный выбор — «Вальмон», несмотря на задействованных в главных ролях Колина Ферта и Аннетт Бенинг, с треском провалился в прокате.
Опытный телохранитель в летах (Клинт Иствуд), проворонивший по молодости убийство Джона Кеннеди, рискует потерять и своего нового работодателя — действующего президента США. А все из-за маниакального героя Джона Малковича, который своей страстью к перевоплощениям напоминает еще одного амбициозного киллера — Шакала в исполнении Брюса Уиллиса. Но, в отличие от последнего, Малкович получил со своим психопатом номинацию на «Оскар» за лучшую роль второго плана, а «Шакал» остался ни с чем.
Еще одна заметная роль Малковича в костюмированной драме, качество исполнения которой оказалось значительно выше качества картины в целом. Знакомые нам мушкетеры решают тряхнуть постаревшими перьями на шляпах: освободить из заточения брата-близнеца короля Людовика XIV (Леонардо ДиКаприо) и посадить его на трон вместо ошалевшего от власти правителя. Малкович печально играет Атоса, сын которого погиб на войне из-за прихоти короля (Людовик положил глаз на невесту сына мушкетера). Атос жаждет мести и соглашается на дерзкий план Арамиса (Джереми Айронс), которому тоже грозит смерть из-за монарха.
Абсурдная комедия об актере-кукольнике Крейге (Джон Кьюсак), который прямо в своем офисе обнаруживает потайную дверцу в тело Джона Малковича и пускает туда всех, кому не жалко двухсот долларов за 15 минут пребывания внутри известного актера. Абсурд достигает максимума, когда Малкович сам пробирается в дверцу и сталкивается с целыми толпами Джонов Малковичей. Сценарист Чарли Кауфман («Вечное сияние чистого разума») искал деньги на этот фильм целых пять лет, отвергая предложения заменить Малковича на кого-то более коммерчески перспективного (Тома Круза, например) и продолжая до победного настаивать на Малковиче, который, по его мнению, является одним из самых загадочных актеров Америки.
В классическом четырехсерийном телефильме по одноименному роману Виктора Гюго Джон Малкович исполнил роль непреклонного инспектора Жавера. Гроза правосудия неумолимо следует за несчастным Вальжаном в беспримерном исполнении Жерара Депардье, куда бы ни ступила его нога. Среди более 15 экранизаций романа его поклонникам отчего-то всегда хочется рекомендовать именно этот фильм авторства Жозе Дайан — и во многом благодаря яркому дуэту Депардье — Малкович.
«Наполеон»
Главный сериал для фанатов Наполеона I Бонапарта, рассказывающий о победах, поражениях и любви императора, снят по-киношному масштабно: блистательный актерский состав (Кристиан Клавье, Изабелла Росселлини, Депардье опять же), роскошные костюмы и впечатляющие батальные сцены оправдывают бюджет в $46 млн (для сравнения: первый сезон сериала «Остаться в живых» обошелся создателям в $50 млн). Что касается Малковича, то ему здесь досталась роль главного интригана эпохи — Шарля-Мориса де Талейран-Перигора, вовремя сделавшего ставку на Бонапарта и сыгравшего чуть ли не главную роль в его успешном восхождении к власти.
«После прочтения сжечь», «РЭД» и «РЭД 2»
Может ли агент ЦРУ быть смешным? Запросто, если на его роль берут Джона Малковича. Будь то аналитик, уволенный за проблемы с алкоголем («После прочтения сжечь»), или параноидальный отставной спецагент с розовой хрюшкой на руках («РЭД», «РЭД 2»), Малкович мастерски демонстрирует комичность своих героев, заставляя зрителей хохотать до слез от его выходок.
Малкович — гений эпизода, поэтому даже его трехминутное появление на экране грозит стать одним из самых запоминающихся моментов любого фильма. Яркое тому подтверждение — роль эксцентричного руководителя телекоммуникационной компании, который берет на работу главного героя (Шайа ЛаБаф) третьей части долгоиграющей франшизы о навороченных роботах Майкла Бэя. Среди всех этих спецэффектов, железяк и аппетитных форм актрис-моделей почему-то приятнее всего наблюдать на экране комичную физиономию персонажа Малковича.