Редкая российская картина обходится без участия этого актера, и так же редко ему достаются главные роли в них. Однако это не мешает Михаилу Ефремову быть одним из самых популярных актеров нашего времени. В юбилей артиста вспоминаем его самые яркие появления в кино.
Петя Копейкин
Большой экран отпрыск прославленного русского артиста покорил в возрасте 15 лет — в восьмиклассника Петю Копейкина, непрезентабельного на вид, но такого романтичного, повлюблялись разом все его советские сверстницы. И только равнодушная Маша Горошкина до последнего момента не замечала «благородного рыцаря», посвящающего ей стихи и регулярно набивающего синяки в ее честь.
Владимир Дубровский
Повзрослев на десяток лет, молодой, но уже не юный Ефремов променял форму советского школьника на костюм дворянина XIX века. В вольной экранизации знаменитой повести Пушкина основное внимание было отдано исполнителям ролей враждующих помещиков — легендарным Кириллу Лаврову и Владимиру Самойлову. Но и свежим лицам — пушкинским «Ромео» и «Джульетте» в исполнении Ефремова и Марины Зудиной — удалось завоевать зрительское внимание.
Петр III
Промчавшись на лошади пьяным и напомаженным в первых же кадрах второй части легендарных приключений гардемаринов, Михаил Ефремов покончил с благородством в кино и предстал перед зрителем в новом, теперь уже всем знакомом амплуа — шута, дебошира и провокатора.
Старший лейтенант Алексей Жгут
В популярнейшем сериале Александра Митты Ефремов впервые примерил военную форму — и очень удачно. Полуспившийся старлей, имеющий, кроме того, привычку проигрывать все семейные сбережения в карты, совсем не вызывал осуждение публики. Скорее наоборот. Ему симпатизировали, поскольку знали — в душе-то он добрый, искренний и честный.
Капитан корабля
Участие Ефремова-младшего в странноватом ремейке любимой многими мелодрамы «Еще раз про любовь» можно считать знаковым — в ее новой версии он исполнил ту же роль, которую в 1968 году сыграл его отец Олег Ефремов. Так что у современных зрителей появился шанс сравнить две интерпретации одного образа — бесконечно и безнадежно влюбленного в чудаковатую стюардессу командира корабля.
Маньяк
Зубодробительный российский триллер, способный составить конкуренцию своим голливудским братьям по жанру, нехватки в звездных именах не испытывал. Собственно, в образах всевозможных фриков, психов и маргиналов появились чуть ли не все современные популярные актеры: от Ренаты Литвиновой, Алексея Серебрякова и Сергея Шакурова до Анатолия Белого, Гоши Куценко и Ивана Урганта. Но и в такой компании Михаилу Ефремову затеряться не удалось, а даже наоборот — образ, доставшийся ему в «Жести», стал настоящим сюрпризом для зрителя.
Присяжный
В нашумевшем фильме Никиты Михалкова, где режиссер представил свое видение так называемого русского вопроса, Ефремов заслужил роль безымянного присяжного под номером восемь, в миру актера и балагура. Человек-клоун поражает остальных участников процесса разоблачительным монологом о том, что за смехом надо всем подряд скрывается страх. «Жизнь, смерть, цунами, землетрясение — а вы все равно ржете!... А потому что когда серьезно — вам страшно».
Отец Иннокентий
В веселом капустнике «Квартета И», призванном как можно пошлее и безвкуснее изобразить российскую действительность, Ефремов выступил максимально ярко, а именно — влез в платье священнослужителя. Изображаемый им отец Иннокентий лихо закладывал за воротник, был яростным футбольным болельщиком и карикатурно размахивал кадилом, раздавая свое благословение направо и налево.
Легион Азадовский
Сыграть мужа богини и одиозного руководителя Института пчеловодства в экранизации культового романа Пелевина — вызов для любого актера и важное событие в его кинокарьере. В стенах монументального заведения Легиона Азадовского создаются виртуальные политики, путчи, чеченские террористы и жадные олигархи, которые с помощью телевидения превращаются в реальность.
Лев Толстой
К 2012 году Михаил Ефремов уже не просто утопал в народной любви, но и завоевал уважение серьезной публики благодаря участию в проекте «Гражданин поэт». Так что испортить репутацию съемками то ли в комедии, то ли в пародии Марюса Вайсберга актер, представший в ней в образе Льва Толстого, явно не опасался. Хотя шанс был велик — бестолковую беготню по экрану красочной толпы, состоящей из знаковых для российской культуры и мировой истории персонажей, не оценили ни критики, ни зрители.