Федор Бондарчук в качестве режиссера снова взялся за военную тему — после фильмов «9 рота», «Обитаемый остров» и «Обитаемый остров: Схватка» он выпускает эпическое полотно «Сталинград».
«Я даже сам не знаю, почему я как режиссер снимаю фильмы о войне. Наверно, мне самому надо анализировать этот факт. Что касается „Сталинграда“, то я хотел снять такую картину, которую еще не видел сам. Высказаться до конца в теме о войне, но в то же время сказать что-то новое. Но скажу вам честно, что сейчас, в свои 46 лет, мои режиссерские амбиции по этой части удовлетворены, и в этой теме я бы, наверно, поставил бы точку», — отметил Бондарчук.
Комментируя тот факт, что в фильме он выступил не только как режиссер, но еще и начитывал закадровый текст (рассказ в фильме ведется от имени врача, чья мать выжила во время Великой Отечественной войны), Бондарчук сообщил, что подобный факт можно считать «кивком» в сторону фильма «Ватерлоо», который снял его отец, Сергей Бондарчук.
«У нас был вариант снять меня в этом фильме, но я всячески отказывался и получил огромное удовольствие от работы за кадром. А голос мой возник в картине случайно, потому что у нас предполагался на эту роль другой артист. Родилось это так: черновую сборку мы делали прямо на съемочной площадке, чтобы понимать длину снимаемой сцены. Я записывал свой голос на телефон, а затем подкладывал его к изображению. Услышав, что получилось, продюсеры решили, что в картине должен звучать именно мой голос», — рассказал Федор.
Действие картины происходит в 1942 году на оккупированном немецкими войсками берегу Волги. Потерпев неудачу при попытке перейти реку и начать контрнаступление, советские войска вынуждены отступить. Однако нескольким нашим разведчикам удается перебраться на берег, занятый противником. Они укрываются в прибрежном здании, где встречают девушку Катю. Ее дом заняли немцы, а сама она не успела покинуть линию фронта. На фоне наиболее кровопролитного сражения всех времен развивается история любви. Солдаты, ставшие участниками «любовного шестиугольника», любой ценой пытаются защитить девушку. Отдельной сюжетной линией в фильме выделена история отношений русской девушки Маши и немецкого капитана (Томас Кречман). Для немцев Маша — «русская шлюпа», для своих — «немецкая подстилка».
«Для меня смысл этого кино — в человеческих отношениях. Я рада за Машу, потому что, невзирая на весь ужас и боль войны, она смогла полюбить. Некоторые проживают жизнь, никогда никого не полюбив. А Маша не побоялась испытать чувство, за которое не страшно умереть», — отметила исполнительница Маши Яна Студилина на пресс-конференции в киевском кинотеатре «Синема-Сити».
Бюджет «Сталинграда» — первой российской картины, снятой в формате IMAX — составил 30 миллионов долларов. Отвечая на вопрос, зачем нужно было снимать картину в трехмерном формате, Федор Бондарчук заявил, что 3D — это для него «новый эксперимент».
«Кинематограф ведь не стоит на месте, развивается. Вот и я тоже», — отметил режиссер. Его поддержал и продюсер фильма Александр Роднянский, который подчеркнул, что сейчас 3D — это «не инструмент детского кино, а возможность приблизить зрителя к происходящему».
«Главным вызовом этого фильма было найти сочетание великого советского военного кино, традиций, прежде всего отца Федора Сергея Бондарчука, а также других гигантов советского кинематографа с современными технологиями. Мы воспользовались всем богатейшим инструментарием современной киноиндустрии лишь с одной целью: приблизить зрителей, сидящих в зале, к событиям, показанным на экране. Это отнюдь не попытка создания аттракциона, а попытка дать возможность современным людям прожить два часа, пока идет фильм, в уникальных, нечеловеческих, несовместимых с жизнью условиях. Это, если хотите, развитие кинематографа. Как был переход кино из немого в звуковое, как из черно-белого — в цветное, так из двухмерного формата — в 3D-формат», — рассказал Александр Роднянский.
На вопрос, почему в фильмах Бондарчука не встретишь звезд первой величины, режиссер заявил, что ему интересно работать с дебютантами.
«Я не снимаю больших артистов. Вернее, они у меня есть, но, обычно, только в эпизодах. Я принципиально люблю играть с дебютантами, это интереснее для меня. Что касается моего сына, то на его роль у нас был кастинг (21-летний Сергей Бондарчук сыграл в фильме одну из главных ролей. — Прим. ред.), пробовалось много молодых актеров. Но нам нужен был наивный паренек, которого можно и „тютей“ обозвать и который еще краснеет при виде симпатичных дам. Сергей идеально подошел под эти параметры», — отметил Бондарчук.
А говоря о немецких актерах, сыгравших в его драме, режиссер отметил, что идею того, чтобы все роли фашистов, даже эпизодические, в фильме исполняли исключительно немецкие артисты, подал Томас Кречман. Кречмана в свою очередь посоветовал взять Тиль Швайгер, которому изначально предложили сыграть капитана Кана (Швайгер принципиально отказывается играть фашистов).
«Уже через два часа после того, как Томас оказался на съемочной площадке, он „обживал форму“ немецкого офицера, носил ее, не снимая. Кречман настолько серьезно взялся за работу, что в результате целиком изменил сценарий, вернее, всю свою линию. В процессе съемок он звонил режиссеру немецкого „Сталинграда“ и консультировался на тему особенностей немецкого языка 70-летней давности. Он так прошелся по своей роли капитана и проникся фильмом, что предложил ввести на роли немцев реальных немцев», — рассказал Бондарчук.
Говоря об этических моментах, режиссер отметил, что немцы вовсе не ощущали какого-то дискомфорта, играя нацистов.
«Покаяния, вроде бы и не ощущалось, но чувствовалось, что они хотят показать, что у них внутри есть это разделение на черное и белое. И черное для них — это нацизм и все, что связано с этим периодом в истории Германии. А вообще этот фильм ведь не о войне, и, уж тем более, это далеко не документальное кино. Эта картина — об эмоциях и чувствах. Можно сказать даже, что мы сняли „античную трагедию“», — подытожил Федор Бондарчук.