Русская «Метель» в летнем Пьемонте

На итальянском Festival dell'Incanto состоялась премьера спектакля по повести Пушкина, поставленного режиссером из России
35

Кто сказал, что лето для театра — сонное межсезонье? Пусть театры закрыты и даже на больших театральных фестивалях уже отзвучали последние аплодисменты, шоу продолжается. Причем в таких уголках мира, о которых вы вспоминаете, возможно, лишь открыв бутылку барбареско.

Родди — крохотный городок в Пьемонте. Один из многих городков на одном из многих заросших виноградниками холмов со средневековыми замками на вершине. Этот регион славится вином, трюфелями и ароматными персиками. И никому не придет в голову ехать сюда из Милана или Турина за чем-нибудь, кроме сельского рая. А между тем именно здесь ежегодно проходит скромный театральный фестиваль — Festival dell'Incanto, где в этом году закружилась настоящая русская «Метель».

На сцене — одинокая хрупкая березка, за сценой — каменная кладка крепостной стены и тающие в сумерках итальянские пейзажи. Над сценой — обволакивающий, волнующий, проникающий под кожу русский романс. Коротенькую повесть Пушкина, о которой у большинства из нас остались мимолетные школьные воспоминания, в Италии не знают вовсе — что, по сути, мало отличается одно от другого. Режиссер Иванка Польченко замедлила ход событий, разложила текст на слова и звуки, и вздохи, и мимолетные улыбки, вынудив каждую фразу прозвучать четко и внятно, запомниться, обрести смысл и плоть. Звонкий раскатистый итальянский язык, превративший томную «Метель» в цветистую La Tempesta di Neve, оказался тут внезапным помощником. Озорная и трепетная Marrrr'ja Gavrrrrilovna зазвучала как сама молодость, нежный смех и юное счастье. А растерянный неотразимый Burrrrmin — короткий и веский — пришелся как раз к финалу, чистым мажорным аккордом завершив эту любовную ариетту.

«Se amor non è, che dunque è?» — спросил Пушкин, повторив Петрарку. Что же это, как не сама любовь? — хочется спросить первым делом, едва чуть утихнет неизбежный восторг от неправдоподобного хэппи-энда, какие умеют выстраивать только очень глупые голливудские продюсеры или... просто судьба. В странноватой — давайте смотреть правде в глаза — истории, где сначала у девушки все как-то очень не сложилось, а потом вдруг раз — и срослось, русский режиссер и итальянские актеры нашли звонкую (и — нет — не лопнувшую, а совсем наоборот) струну немолкнущей надежды, чистый звук которой способен разогнать мрак самой страшной метели.

Героев пушкинской повести играют Барбара Мацци (та самая светлая девушка, у которой все в конце концов стало хорошо), Марко Лоренци (возлюбленный, канувший сначала в метели, а потом и вовсе — канувший), Вероника Визентин (откуда столько холодного северного величия в итальянке, ставшей на час настоящей русской барыней?) и Раффаэле Музелла (о, вы бы тоже влюбились в этого Бурмина). Это игра потрясающая и честная, остроумная и горячая, подробная до последней усмешки. Такая игра, за которой стоит не только слово и сиюминутное чувство, но целая история, целая судьба. У нас так играют только в одном театре — в Мастерской Петра Фоменко, заразившей — в этом нет никаких сомнений — своей театральностью и жуа-де-вивр Иванку Польченко, для которой эта «Метель» — режиссерский дебют. Блистательный, надо сказать, дебют, требующий немедленного продолжения.

Festival dell'Incanto (Фестиваль волшебства) был основан 9 лет назад Лоренцо Рульфо, молодым итальянским писателем и режиссером. Он проходит каждое лето в июле в городе Родди, в Пьемонте (Италия). Главная цель фестиваля — помочь молодым театральным коллективам из Италии и Европы в работе над новыми проектами. Условие участия — спектакль должен быть сыгран на фестивале впервые. Организаторы предоставляют театральным коллективам репетиционные помещения, техническую и информационную поддержку, а также организуют премьерный показ в рамках последней недели фестиваля. Стоимость входного билета на спектакли фестиваля — 1.

Спектакль La Tempesta di Neve («Метель») был показан 27 июля 2013 года в рамках фестиваля. Постановка осуществлена Иванкой Польченко при художественном руководстве Брюса Майерса. В ролях: Марко Лоренци, Барбара Мацци, Раффаэле Музелла и Вероника Визентин.