Сергей Маковецкий признан одним из лучших актеров современного российского кинематографа. Он умеет играть без слов, любому образу придать подтекст, а сквозные роли превратить в запоминающиеся киношедевры. В 55-й день рождения актера вспоминаем его лучшие роли.
Банкир Белкин. «Брат 2»
В знаменитом фильме о деньгах и правде Маковецкий сыграл владельца банка Валентина Эдгаровича Белкина — двуличного и бессовестного бизнесмена, благодаря трусости и жадности которого погибает хоккеист. Данила Багров является в детский сад, где Белкин присутствует на утреннике своего сына, и показывает банкиру оружие. В страхе за судьбу сына Белкин выдает Багрову своего американского партнера, свалив на него всю вину.
Иоган. «Про уродов и людей»
В пятом фильме Алексея Балабанова Маковецкий сыграл персонажа, вокруг которого завязано все действие картины. В начале XX века Иоган приезжает в Санкт-Петербург и становится косвенным участником жизни предреволюционного города. Сюжет фильма образуют несколько историй людей, с которыми жизнь сталкивает Иогана.
Криминальный авторитет. «Жмурки»
В черной комедии «Жмурки» Маковецкий исполнил роль бандита по кличке Корон. Одна из самых сильных сцен — игра бандитов в русскую рулетку. Здесь Маковецкий блестяще изобразил гнев, страх и злость загнанного в угол бандита, который еще недавно мог убить любого, а теперь сам вынужден выпустить себе пулю в висок.
С.С. Кабачков. «Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя»
В фильме Эльдара Рязанова Маковецкий играет директора Дворца культуры — глуповатого и жуликоватого заместителя Огурцова из первого фильма. В конце картины Маковецкого «раздувает» и он возносится под потолок.
Фима Петров. «Ликвидация»
В многосерийном телевизионном фильме Сергея Урсуляка Маковецкий исполнил роль завязавшего с преступным миром карманника Фиму Полужида, который помогает Давиду Гоцману (Владимир Машков) найти преступников и ликвидировать бандитскую группировку.
Капитан Лунин. «Утомленные солнцем 2: Предстояние»
В фильме Никиты Михалкова Маковецкий сыграл сотрудника СМЕРШа. Капитан Лунин — человек умный, глубоко несчастный, его любимую жену убили немцы, и это отразилось на его психике. Лунин в исполнении Маковецкого — «человек не от мира сего», потерявший ориентацию в реальности, но не потерявший храбрости.
Отец Александр. «Поп»
В фильме Владимира Хотиненко Маковецкому досталась главная роль. В годы Великой Отечественной войны священник Александр вместе со своим селом попадает в оккупацию. Но и при немцах отец Александр несет свой крест и помогает узникам местного концлагеря. Роль очень глубокая, резонансная, вызвавшая множество откликов у зрительской аудитории.
Швабрин. «Русский бунт»
В историческом фильме Александра Прошкина, снятом по мотивам «Капитанской дочки» Пушкина, Маковецкий сыграл Алексея Швабрина — соперника главного героя Петра Гринева за любовь Маши. Швабрин оказывается редкостным подлецом — сначала переходит на сторону Пугачева (которого сыграл Владимир Машков), а затем, когда Пугачев проигрывает, клевещет на Гринева командованию царских войск, из-за чего жизнь молодого офицера оказывается под угрозой. Одержимого азартом человека, для которого главное — победа и все средства хороши для ее достижения, Маковецкий сыграл блестяще, за что и удостоился главного приза «Кинотавра».
Николай Бородинский (в старости). «Девушка и смерть»
В картине голландского режиссера Йоса Стеллинга герой Маковецкого Николай добивается любви девушки и уводит ее у богатого покровителя, но затем бросает на произвол судьбы. Роль у актера здесь фактически без слов — но они ему и не нужны, зрители и так видят и чувствуют всю гамму переживаний персонажа.
Владимир, князь Киевский. «Три богатыря на дальних берегах»
Именно голосом Маковецкого говорит князь Киевский во всех частях полнометражных мультфильмов о приключениях Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича, снятых студией «Мельница». Голос Маковецкого идеально попадает в образ князя, более того, он его фактически и создает. Владимир Красно Солнышко трусоват, жадноват, полон самолюбования и глупости, но в целом человек неплохой. Особенно если его поставить на место.