Триумфатором «Ники» стал фильм «Фауст» Александра Сокурова, которому досталась не только главная статуэтка за лучший фильм, но и победа в ключевых номинациях.
Самого Сокурова академики назвали лучшим режиссером, а написавшего сценарий по трагедии Гете Юрия Арабова — лучшим сценаристом. При этом большинство остальных статуэток достались главному сопернику «Фауста» — фильму «Орда» Андрея Прошкина. В итоге в активе «Фауста» четыре «Ники», а у «Орды» — семь.
Одна из наград — за лучшую мужскую роль — была разделена между актерами этих двух картин. Всего в номинации «Лучшая мужская роль» были представлены три актера. Конкуренцию сыгравшему Мефистофеля Антону Адасинскому и исполнившему роль митрополита Московского в «Орде» Максиму Суханову составлял Данила Козловский с работой в «Духless» Романа Прыгунова. Однако в январе Козловский получил за роль разочаровавшегося в гламурной жизни топ-менеджера Максима другую российскую кинопремию — «Золотой орел». Возможно, именно поэтому академики «Ники» приняли такое решение, хотя худрук премии Юлий Гусман заверил, что «актерский тандем» стал результатом честного голосования академиков.
Помимо этого «Орда» получила премии за лучшие работы звукорежиссера, художника-постановщика, художника по костюмам, оператора и лучшую музыку, а актриса Роза Хайруллина, сыгравшая внезапно ослепшую ханшу Тайдулу, была удостоена награды за лучшую женскую роль.
«Нику» за лучшую женскую роль второго плана получила актриса Татьяна Друбич за работу в картине Ренаты Литвиновой «Последняя сказка Риты». А исполнителем лучшей мужской роли второго плана посмертно был признан актер Андрей Панин.
Открытием года киноакадемики назвали режиссера фильма «Шпион» Алексея Андрианова. «Ника» за лучший анимационный фильм была отдана картине «Бессмертный» Михаила Алдашина, а статуэтка за лучшую неигровую ленту досталась работе Любови Аркус «Антон тут рядом», рассказывающей о жизни мальчика-аутиста Антона Харитонова.
Лучшим фильмом стран СНГ и Балтии была признана картина известного режиссера Киры Муратовой «Кинопробы. Однокурсники», где одна и та же сцена встречи бывших однокурсников — мужчины и женщины — исполняется разными парами актеров, в числе которых Рената Литвинова, Сергей Маковецкий, Олег Табаков, Алла Демидова, Наталья Бузько и Виталий Линецкий.
Традиционно Российская академия кинематографических искусств вручает и почетные призы. В 2013 году совет академии принял решение увековечить имя выдающегося режиссера современности Алексея Германа-старшего, скончавшегося в феврале, и присвоить его имя призу «За выдающийся вклад в отечественный кинематограф». Эту награду из рук жены режиссера, сценариста Светланы Кармалиты, и сына, режиссера Алексея Германа-младшего, получили Вадим Абдрашитов и Александр Миндадзе, сотрудничество которых началось в 1977 году с психологической драмы «Слово для защиты» и продолжается долгие годы.
Другой почетный приз — за честь и достоинство — также достался творческому тандему. Лауреатами этой награды стали актриса Инна Чурикова и режиссер Глеб Панфилов. Правда, на саму церемонию пришла только Инна Михайловна, которая рассказала, что Глеб Анатольевич заболел и не смог присутствовать на награждении. Две массивные статуэтки «Ники» Чуриковой вынес целый «кинодесант» — актер Александр Ширвиндт, режиссер Эльдар Рязанов, актриса Лия Ахеджакова и спецпредставитель президента России по культуре Михаил Швыдкой. Все они отмечали не только кинематографический талант Чуриковой и Панфилова, но и их человеческие качества, достойные награды за честь и достоинство. Ширвиндт даже пошутил, что, так как сегодня обладающих высокими моральными качествами людей остается все меньше и меньше, «Нике» надо задуматься о вручении премии «За потерю чести и достоинства», причем трех степеней: «временную, случайную и окончательную».
Награды «За вклад в кинематографические науки, критику и образование» был удостоен историк кино, ведущий специалист Госфильмофонда, худрук фестиваля «Белые столбы» Владимир Дмитриев, а спецприз «За творческие достижения в искусстве телевизионного кинематографа» был вручен режиссеру Сергею Урсуляку за телевизионный фильм «Жизнь и судьба».
На церемонии вручения премии академикам был представлен новый президент «Ники» — режиссер Андрей Кончаловский. Гусман рассказал, что за Кончаловского проголосовали 409 из 439 киноакадемиков. Совет Российской академии кинематографических искусств «Ника» выдвинул Кончаловского в качестве кандидата на пост президента академии в начале марта, так как у нынешнего главы «Ники» актера Алексея Баталова истекает срок полномочий.
В своей приветственной речи Кончаловский назвал «Нику» уникальным явлением, которое должны поддерживать те люди, кому «дороги европейские ценности», а также пообещал, что на своем новом посту «останется приличным человеком, как и предыдущие президенты премии». Так что смена власти прошла на «Нике» спокойно, как и вся длившаяся почти пять часов церемония.
В отличие от прошлогодней «Ники», запомнившейся в первую очередь скандалом с участием Ксении Собчак и Чулпан Хаматовой, на нынешней не было практически никаких политических высказываний и вопросов. Традиционно царящую на церемонии атмосферу легкого юмора нарушил лишь сценарист Юрий Арабов, который, получая статуэтку за сценарий к «Фаусту», говорил о проблемах российской системы, убыточности фильмов, и нарисовал не самую приятную картину будущего отечественных кинематографистов. Режиссер Александр Сокуров, который тоже известен своими протестными высказываниями, при получении «Ники» за лучший фильм года был немногословен и лишь поблагодарил президента Владимира Путина за то, что тот помог в финансировании картины «Фауст».