Пока физики пытаются договориться о том, что такое гравитон и сколько измерений предполагает теория струн, сценаристы и режиссеры уже построили собственные модели мира на экране. Параллельные вселенные, временные петли, кротовые норы — все это уже открыто в телесериалах. А также то, что ученым и в голову бы не пришло.
Сбой во времени с неприятными последствиями
Все человечество одновременно теряет сознание и на две минуты переносится в будущее. Теперь почти каждый знает, что с ним случится через шесть месяцев. Исключение составляют те, кто ничего не увидел, — то ли их будущее неопределенно, то ли через полгода их не будет в живых. Так или иначе, для большинства экскурсия в недалекое будущее обернулась серьезным стрессом. Главных вопроса два: можно ли что-то изменить и почему случился скачок во времени? Полицейские Лос-Анджелеса вынуждены отвлечься от личной драмы, чтобы найти ответ на второй вопрос. К счастью, одному из них удалось в общих чертах ознакомиться с результатами их собственного расследования во время двухминутного путешествия в будущее. Идея любопытная, но воплощение, видимо, не оправдало ожиданий публики — в плане рейтингов успешными были лишь первые несколько серий.
Законы физики под вопросом
В центре сюжета — пропавшая из мотеля комната и около сотни предметов из этой комнаты, разошедшихся по рукам. Комната теперь существует вне пространства и времени, а каждый из предметов может так или иначе изменять реальность-какой-мы-ее-знаем: расческа останавливает время, очки тушат огонь, а наручные часы могут сварить яйцо. Насчет того, что именно случилось в мотеле и что это говорит нам о Вселенной, мнения расходятся. Кто-то считает, что все происходящее — не что иное, как свидетельство смерти бога, другие полагают, что просто с физическими законами что-то не так. Разбираться в том, что есть реальность, придется детективу Джо Миллеру: в комнате мотеля пропала его дочь. Сериал оставляет больше вопросов, чем ответов, но, учитывая философскую суть вопросов, это сложно назвать недостатком. В числе достоинств — здоровая доля юмора и чудесные актеры на вторых ролях.
Теория мульти-Вселенной в действии
После автокатастрофы в мире детектива Бриттена образовалось две параллельные реальности: в одной из них в аварии выжил его сын, но погибла жена, а в другой — наоборот. Сам Бриттен через раз просыпается то в одной, то в другой Вселенной. Со временем ориентироваться в происходящем становится все сложнее — имея одну отправную точку, альтернативные реальности все больше отдаляются друг от друга. Приходится идти на всевозможные ухищрения и посещать психиатра. Но есть и неожиданные плюсы: например, в детективной работе информация, добытая в параллельной реальности, может оказаться как нельзя кстати. Интересное, пусть и ненаучное, исследование гипотезы о параллельном существовании бесконечного множества вселенных. Критикам сериал понравился, но в плане рейтингов оказался провальным.
Прошлое — реальность или иллюзия?
Другой вариант истории с полицейским и аварией: детектив Сэм Тайлер разбился в машине в 2006 году, а приходит в себя в 1973-м. В прошлом никто его появлению не удивляется — люди, которых он видит впервые в жизни, воспринимают его появление в полицейском участке как должное и называют его по имени, как будто он там всю жизнь и работал (только должность у него в прошлом рангом пониже). После первых эпизодов научно-фантастическая составляющая отходит на задний план, уступая место детективным сюжетам, но Тайлеру не дают покоя голоса из будущего, по телефону и по радио обсуждающие его здоровье и не пора ли его отключить от аппарата искусственного дыхания. В течение двух сезонов зрители вместе с героем гадают, лежит ли он на самом деле в коме, сошел ли с ума или действительно попал в прошлое. В 2011 году на экраны вышла российская адаптация «Жизни на Марсе» «Обратная сторона Луны» — менее удачная, но более радикальная в своем безумии: попадая в прошлое, герой становится собственным отцом.
Вниз по кротовой норе
Во время испытаний нового космического корабля ученый-астронавт Джон Крайтон проваливается в так называемую кротовую нору и оказывается на другом конце Вселенной — внутри живого корабля-тюрьмы, сбежавшего вместе с заключенными. Подружившись с антропоморфными, рептилиевидными и прочими обитателями тюрьмы с нелепыми именами, Крайтон становится капитаном корабля. Теперь в его распоряжении находится ускоритель, позволяющий перемещаться быстрее скорости света. Вместе с новой командой он отправляется на поиски кротовой норы, которая сможет вернуть его к Земле. Но, как оказывается, норы, соединяющие далекие уголки Вселенной, интересуют не его одного. Главное в сериале — не вопросы мироздания, а приключения человека в мире инопланетян, поэтому игра с пространством и временем здесь довольно ленива. Интересна идея о кротовых норах как о важнейшем ресурсе будущего, за который развернется отчаянная борьба: Босфор и Дарданеллы вселенского масштаба.
Временные петли
Исследовательский корабль «Энтерпрайз» бороздит просторы Вселенной в поисках новых миров, новых форм жизни и новых цивилизаций. Не раз и не два экипажу капитана Пикара доведется испытать на себе последствия искривления пространственно-временного континуума. То им попадаются собственные двойники из прошлого или будущего, то возникают подозрения, что двигатель корабля, искривляющий пространство, разрушает космическую материю. В отличие от «На краю Вселенной», здесь героям-исследователям приходится серьезно задумываться о свойствах пространства и времени, чтобы нечаянно не изменить прошлое или не стереть с лица Вселенной какое-нибудь космическое тело. В одной из серий экипаж попадает во временную петлю и раз за разом совершает одно и то же путешествие, заканчивающееся гибелью корабля. Чтобы выбраться из западни, нужно использовать свойства пространства-времени и отправить послание самим себе, не подозревающим о надвигающейся катастрофе.
Охота на динозавров
Группа ученых расследует феномен временных аномалий, которые они называют «землетрясениями во времени». В результате этих «землетрясений» в современном мире открываются своеобразные порталы в прошлое и будущее, через которые в наше время начинают проникать динозавры и прочие недружелюбные существа. После того как в британском лесу был обнаружен палеозойский горгонопес, «землетрясениями» заинтересовалось правительство. Но может ли правительство взять под свой контроль то, в чем не могут разобраться даже ученые? Побывав в далеком прошлом, герои фильма возвращаются в современность, уже несколько отличную от той, которую они оставили. У главного героя, например, исчезла подруга. Но это не главная его проблема. Во-первых, его жена угрожает вернуться в прошлое и истребить человечество, вырезав его самых дальних предков. А во-вторых, нужно найти способ закрыть порталы, пока не наступил полный хаос. Идея не нова, зато спецэффекты оценили и критики, и зрители.
Вернуться в прошлое и все исправить
Эрике Стрейндж за 30, а она не знает, что делать с собственной жизнью, потому что кажется, что все возможные ошибки уже сделаны. Мистическим образом в этот момент в ее жизни появляется психотерапевт Том Уэкслер, который отправляет ее в прошлое — последовательно в каждый момент, о котором она жалеет, и дает ей возможность провести работу над ошибками. Механизм путешествия во времени не ясен, хотя в какой-то момент в сериале всплывает идея о параллельном существовании бесконечного множества вселенных, в которых Эрика и другие принимают бесконечное множество разных решений. Изменив что-то в прошлом, они меняют и настоящее, чаще всего неожиданным и неприятным для них самих образом — приходится возвращаться и переделывать все как было. В этом случае путешествия во времени, конечно, условность, и интересен прежде всего психологический аспект: готов ли человек добровольно отказаться от сформировавшего его пути, отказаться, по сути, от себя-в-настоящем, ради того, чтобы прожить жизнь «правильно»?
У каждого свое искривление
В черно-белом сериале начала 60-х собрана целая коллекция пространственно-временных аномалий. Пожилая актриса исчезает из реальности, чтобы завершить свой жизненный путь в вымышленном мире кино. Работник рекламного бюро возвращается в родной городок и обнаруживает, что с его детских лет там как будто ничего не изменилось — а вот и он сам, маленький мальчик, сидит на качелях. Немецкий капитан, потопивший британское судно, попадает на его борт и обречен бесконечно проживать момент гибели своих жертв вместе с ними. Далеко не каждая серия «Сумеречной зоны» затрагивает вопросы пространства-времени, но таких эпизодов достаточно. Пространственно-временные аномалии здесь в духе времени — субъективный, частный феномен, затрагивающий жизнь одного или нескольких людей.
Чтобы разрядить атмосферу
Юная Вирджиния росла без матери, которая исчезла, когда ей было семь лет. Вирджиния работает в кафе и живет с отцом-неудачником. Однажды в парке под колеса ее велосипеда бросается собака из параллельного сказочного мира средневекового образца. Собака на самом деле — заколдованный принц. Вслед за ним в жизнь Вирджинии без приглашения вторгаются трое троллей и волк в человеческом обличье. Долго ли, коротко ли, Вирджиния и ее отец сами попадают в сказочное измерение девяти королевств, где им предстоит найти пропавшую много лет назад мать, а также долго выяснять, как, собственно, вернуться назад в современный Нью-Йорк. Научной фантастикой это, конечно, не назовешь, зато мало где можно увидеть такой чудесный и приятный во всех отношениях параллельный мир. Никакого экзистенциального ужаса, и детям скучно не будет.