С 13 по 17 марта на ВВЦ в павильоне 57 пройдет XVI Национальная выставка-ярмарка «Книги России». В программу включены конкурс буктрейлеров, обсуждение новых форматов городского книгоиздания, дискуссия о будущем как социокультурном феномене, презентации актуальных изданий.
Актуальный роман посвящен одному из трендов современной литературы — осознанию судьбы целого поколения, которое начало формироваться на исходе советской эпохи и вскоре погрузилось в переполненное множеством событий и потрясений время глобальных перемен. «Утерянный рай» рассказывает о юности героев, живущих в мире, где суровые реалии революции и войны остались в воспоминаниях старших родственников, но светлые идеалы еще не затерты. Поэтому и Шурка Дубравин с друзьями стремится изменить мир к лучшему, причем не только ради себя, а ради всех людей на планете. Отсюда и искренние клятвы посвятить себя высокому служению, и жаркие споры о будущем: «Наступает век электроники, физики, химии. Наука — двигатель прогресса… А для чего прогресс? Для роботов или для людей?» Автор мастерски передает сложный рисунок человеческих отношений. Кажущаяся неспешность во всем — в описаниях интерьеров и пейзажей, в изложении внутренних монологов героев сочетается с нарастающим темпоритмом повествования, которое захватывает читателя, не отпуская его до финальной страницы.
Сборник повестей и новелл демонстрирует лучшие черты утонченной современной прозы, в которой психологическая достоверность сочетается с непредсказуемым развитием действия. Многообразием смыслов наполнены и житейские истории из нашего времени, и, конечно, одно из центральных произведений — притча, стилизованная под старинное предание, повествующее о былых днях и далеких экзотических землях. Ведь самое главное в любую эпоху — то, что где-то, укрытое от злых побуждений и низких умыслов, «…стоит вечное дерево, сеющее по воле Всевышнего семена Любви, и семена эти люди вдыхают с ветрами, грозами, морскими брызгами да снегом». Рассказы о нежных чувствах, которых в издании немало, образуют сложную и яркую картину, каждый элемент которой играет важную роль, демонстрируя многообразие жизненных ситуаций и тайн человеческой души. Один и тот же сюжет способен стать основой остроумной жанровой сценки и поводом для масштабного философского осмысления. Причем восприятие в немалой степени зависит от того, сколь глубоко читатель рискнет заглянуть в собственную душу. Тексты модного автора дополнены изысканной графикой художника Гоша Тайгора.
Лауреат многих международных поэтических конкурсов Ольга Харламова написала книгу изысканных эссе, повествующих о несправедливо забытых поэтах XIX и ХХ века. В этом издании не только возвращаются из забвения имена, но и воссоздается атмосфера, в которой жили и творили их обладатели. Одна из глав посвящена истории подмосковной усадьбы «Вороново», владелицей которой была замечательная русская поэтесса Евдокия Петровна Ростопчина, являвшаяся одновременно и звездой высшего света. «На обедах и приемах у графини Ростопчиной бывают Пушкин, Жуковский, Вяземский, "многая литературная братия". Гости ее дома — певцы и музыканты, композиторы Глинка, Лист. На стихи Евдокии Петровны пишут романсы Варламов, Даргомыжский, Чайковский, а исполняет их Полина Виардо». Представлен в книге Николай Павлов, чьи повести ценили Пушкин, Гоголь и Одоевский; поэты Семен Надсон и Георгий Иванов… Ноту современности в сборники привносят стихи самой Ольги Харламовой, многие из которых положены на музыку.
Это красочное издание является одним из лучших, посвященных теме коллекционирования и реставрации икон. В нем описана история обнаружения и спасения четырех уникальных икон московско-строгановского круга, датированных XVI веком. Авторы — собиратели со стажем, а Глеб Гусаков еще и профессиональный реставратор — делятся своим опытом по определению подделок. «…Доска свежая, не проструганная, сзади карандашом написано "Митрофана". Карандашом в XVII веке никогда не пользовались, подписывали чернилами или процарапывали гвоздем». Приводятся реальные истории, связанные с поисками икон, и «легенды», которые рассказывают недобросовестные торговцы. Научный консультант и автор предисловия — ведущий научный сотрудник отдела древнерусского и церковного искусства, лауреат Госпремии РФ И.Л. Бусева-Давыдова, рассказывает о традициях отечественной северной иконописи. Завершает книгу словарь иконописных терминов.
В романе описаны события, произошедшие на афганской земле в 1979–1980 годах, причем подробно показано столкновение представителей двух совершенно разных цивилизаций. Пуштуны — сильные и смелые люди, в быту подчиняющиеся не только шариату, но и «Пуштунвали» («Пуштунвали» — это древний кодекс чести пуштунских племен, одним из основополагающих понятий которого является защита родной земли, справедливость и месть). Совсем не так представляли себе Афганистан простые советские люди, в том числе те, кто оказался с оружием в руках на этой земле в декабре 1979 года. Их здесь не ждали… Вот так тогда воспринимал сотрудник ЦК КПСС свою миссию: «Страна Советов светилась фарами проезжавших на дальней дороге машин, фонарями на столбах и окнами домов ближайших кишлаков. Средневековая мрачность афганской земли, которую предстояло вытащить арканом к свету, вдохновила Малинина благородством, человечностью замыслов». В тексте показаны типажи как простых афганцев, так и советских воинов, а также условия их жизни и традиции.
Популярный автор, работающий в жанре стим-панка, обыгрывает сочетание британской чопорности с обилием разнузданных приключений и удивительных открытий. Два знаменитых сыщика, Бёртон и Суинберн, идут по следу злодеев. На сцене истории появляется и создатель невероятных механизмов Чарльз Бэббидж, с обращения к наследию которого когда-то и начался стим-панк как таковой. А прославленный инженер Изамбрад Брюнель предстает в облике Парового человека «на трех многосуставчатых ногах». Есть в тексте и похищение таинственных алмазов, и сложные интриги.
Что представляли собой самозванцы на Руси? «...Cамозванство — это народная оболочка бунта…» Кроме того, Панченко, соратник Дмитрия Лихачева, упоминает и существовавший на Руси определенный культурный стереотип, возросший на почве фольклорных традиций. Что же было одной из черт этого стереотипа? Прямой контакт царя и юродивого. Достаточно вспомнить часто упоминаемую в бытовых сказках ситуацию, когда происходит встреча справедливого царя (у которого, естественно, злые советники и жадные бояре) с простолюдином, как правило бедным, но сообразительным.
Тема Отечественной войны 1812 года в этом сборнике (среди авторов — Далия Трускиновская, Андрей Щербак-Жуков, Владислав Русанов, Олег Быстров, Игорь Черных) обыгрывается с разных точек зрения. Показана многообразная палитра того, как люди из разных слоев будущего могут оказаться под сенью «грозы 12-го года» и к чему это может привести. Офисный планктон так планктоном и останется, а реально продвинутый технарь способен изрядно изменить если не ход событий, то их обличье. Главное, вовремя понять, что отсидеться в сторонке не получится, надо выбирать, с кем ты.
Если ты способен управлять событиями — и стюард в падающем самолете отдает тебе единственный парашют, и автобусный рейс на провинциальном вокзале назначают именно тогда, когда он тебе нужен, — задумайся. А тот ли ты, за кого себя выдаешь? Ведь череда исполненных желаний может привести тебя к мысли сделать счастливым весь мир, а потом и к осознанию, что всеобщего счастья не бывает. Зато бывает всепоглощающая скука того, чьим побуждениям нет преград во всей Вселенной. И тогда начинается Игра...
Иллюстрированное издание создали сообща 25 авторов, среди которых и популярные блогеры, и известные фотографы. Они предоставили более 400 авторских фотографий и уникальных рассказов о заповедных местах, пещерах, горных тропах, известных российских городах. По словам редактора издания, поэта и путешественника Сергея Дмитриева, «кто любит свою Родину, кто хочет найти места для новых путешествий… воспримет эту книгу как руководство к действию…» На ее страницах приводятся также общие сведения об описываемых краях и полезные рекомендации.