От Гверчино до Караваджо. Сэр Денис Мэон и итальянское искусство XVII века
Государственный Эрмитаж, 21.05.13 — 14.07.13
Сэр Денис Мэон — почтенный английский коллекционер, на 97-м году жизни обнаруживший, что авторство картины, купленной на аукционе Sotheby’s по бросовой цене, принадлежит вовсе не н/х, а Караваджо. И стоимость ее должна составлять не $100 000, а в $100 000 000. Но это не единственная история с детективной развязкой, принадлежащая сэру Мэону. Чем обернулись его приключения после нашумевших аукционных торгов, покажет выставка итальянского искусства XVII века. Экспозицию должны открыть полотна кисти Гверчино — художника-феррарца, наследника традиций Доссо Досси.
Павел Михайлов. 1786—1840. Путешествия к Южному полюсу
Михайловский замок, открытие 28.03.13
Незадолго после открытия виртуального филиала Русского музея на антарктической станции «Новолазаревская», в Михайловском замке решили показать работы Павла Михайлова — единственного художника, рискнувшего примкнуть к научной экспедиции Фаддея Беллинсгаузена. На его рисунках, преисполненных романтики, запечатлены айсберги и обитатели южных широт. Благодаря Михайлову наши соотечественники узнали, как выглядят пингвины и чем ландшафты Антарктиды напоминают пейзажи русского севера.
Фестиваль «Императорские сады России»
Михайловский сад, 07.06.13 — 16.06.13
У ежегодного фестиваля «Императорские сады России» новая тема — «Плантомания». Этим словом Екатерина II обозначала любовь к садоводству, некогда считавшемуся благородным хобби. В XVIII веке увлеченные ботаникой аристократы саморучно добывали семена экзотических растений и делали гербарии. Сама Екатерина II часто появлялась в саду с лопаткой. Об этом свидетельствуют записи очевидцев. Похоже, традиции императорского двора возвращаются. Организаторы фестиваля объявили конкурс в трех номинациях: «Сады монархов», «Приют, сияньем муз одетый» и «Красота спасает мир».
400-летие дома Романовых
Михайловский замок, открытие 04.04.13
Боярин Михаил Федорович Романов был избран на царствование 21 февраля 1613 года. О решении Земского собора он узнал, будучи в Костроме. Оттого празднование, приуроченное к 400-летию дома Романовых, начинается именно там. Звуки военного оркестра заглушают шум дорог. А в двух шагах от Сусанинской площади открывается уличная выставка «Триумф империи Романовых». На очереди — Санкт-Петербург. Русский музей вот-вот подведет итоги поэтического конкурса им. Августейшего поэта Константина Романова, а 4 апреля откроет масштабную историческую выставку.
Экспозиция павильона «Италия»
«Ткачи», 26.04.13 — 31.05.13
Промоушн архитектурных проектов, отобранных куратором Лукой Дзеви для показа на Венецианской архитектурной биеннале, продолжается: в креативном пространстве «Ткачи» будет воспроизведена трехчастная экспозиция павильона «Италия», посвященная классическому искусству, урбанистике и экодизайну.
Уго Несполо
«Эрарта», апрель 2013
Уго Несполо — частый гость российских выставок. В Тульском некрополе он показывал серию «Золотое число». В петербургском «Манеже» — футуризм. Следуя примеру Дюшана, Несполо выдавал рейди-мейды за арт-объекты. А после знакомства с творчеством Энди Уорхола в Нью-Йорке начал экспериментировать с яркими красками и медийными образами.
Поль Сезанн «Игроки в карты»
Государственный Эрмитаж, 14.09.13 — 17.11.13
По сведениям журнала Vainity Fair, стоимость одной из картин Поля Сезанна из серии «Игроки в карты» составила $250 млн. Это абсолютный рекорд открытых аукционов. Приобрела ее семья эмира Катара, выиграв торги у галериста Ларри Гагосяна. Предыдущим владельцем картины был греческий миллиардер Георг Эмбирикос. Но не только в частных коллекциях остались «Игроки». В Государственный Эрмитаж привезут картину из лондонского Института искусства Курто.
Шедевры искусства XX века из собрания Альбертины
Государственный Эрмитаж, 09.10.13 — 12.01.14
Дворец герцога Альберта Саксонского-Тешенского хранит шедевры, о которых знает весь мир, — «Ню» Эгона Шиле, автопортрет Альбрехта Дюрера и «Человека-дерево» Иеронима Босха. Но особое место в его коллекции занимают произведения XX столетия, принадлежащие кисти Густава Климта, Пабло Пикассо, Эгона Шиле и Раушенберга. Осенью они должны приехать в Петербург.
Сальвадор Дали и сюрреализм Каталонии
Государственный Эрмитаж, 23.11.13 — 16.02.14
Каждую новую выставку работ Сальвадора Дали сопровождают колоссальные очереди на вход, извивающиеся серпантином по близлежащим переулкам. На выставке в Государственном Эрмитаже ожидаются работы, которые произвели фурор в Москве. Вниманию гостей будет предложена живопись, графика и арт-объекты из музея-театра в Каталонии. Причем работы из наследия Дали дополнят сюрреалистические эксперименты его предшественников и последователей.