Режиссеры уровня Александра Митты снимают, как правило, с большими перерывами. Последний раз Александр Наумович выпустил полнометражный фильм, а не сериал больше десяти лет назад. Но недавно в Санкт-Петербурге завершились съемки картины Митты под названием «Шагал — Малевич».
Режиссер признается, что мечтал снять эту историю еще 45 лет назад: «В моей картине "Гори, гори, моя звезда" прототипом героя Олега Ефремова стал именно Марк Шагал, мне нравится этот художник. Но в советское время были запрещены фильмы о тех, кто уезжал из России, хотя Шагал входит в пятерку художников, изменивших искусство XX века».
Мечта Митты сбывается только сейчас. На роль Шагала он пригласил молодого актера Леонида Бичевина, а вот роль его недруга Казимира Малевича досталась Анатолию Белому, узнать которого под париком удается не сразу.
«Несмотря на то что на Западе, казалось бы, изучена каждая минута жизни и Шагала, и Малевича, есть почти неизвестный и очень драматичный эпизод их жизни в Витебске, — раскрывает сюжет Митта. — В 1917 году Марк Шагал переехал туда с семьей из голодного Петрограда и, как красный комиссар, создал школу искусств. У него были ученики, которые позже предали его по наущению Малевича. Казимир, на мой взгляд, безусловный гений, но он был просто сумасшедшим, как всякий человек, воспевающий круги и квадраты. К тому же Малевич был настоящим тираном, он создал армию своих последователей, которые физически пытались уничтожить всех на своем пути». Конфликтные ситуации выльются на экране в настоящую бойню, когда ученики Шагала и Малевича начнут в бане в чем мать родила спорить об искусстве.
Митта гордится тем, что на картине ему не пришлось экономить. В Витебске декораторы выстроили еврейский городок начала прошлого века, а художники изготовили копии 140 картин Шагала и 40 полотен Малевича в натуральную величину. «А мы при этом еще сохранили денег на три лишних съемочных дня», — смеется режиссер.